ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Решение Европейского суда не повлияет на освобождение Тимошенко

Великая Эпоха

Европейский суд по правам человека недавно постановил, что арест Юлии Тимошенко в 2011 году до вынесения ей приговора нарушил Европейскую конвенцию по правам человека. В то же время, представитель ЕСПЧ Родерик Лидделл заявил агентству «Интерфакс-Украина», что суд не делал вывода о том, что арест был политически мотивированным. Юлия Тищенко, эксперт Украинского независимого центра политических исследований, считает, что решение ЕСПЧ на освобождение Тимошенко прямо не повлияет, о чём она заявила в комментарии NTD:

Юлия Тимошенко, 2011 г. Фото: AFP/Getty Images
Юлия Тимошенко, 2011 г. Фото: AFP/Getty Images
«В решении Европейского суда однозначно не прозвучало, что это политическое преследование. И поэтому это решение в какой-то степени даже выгодно украинской власти. Один из точных вердиктов — это, безусловно, её незаконное задержание ещё во время суда, это решение связано с судьёй Киреевым, но не в части пыток, не в части её содержания и условий содержания.

Но, по большому счёту, с самого начала было очевидно, что каким бы ни было решение ЕСПЧ, это прежде всего, политический вопрос украинской власти в отношении определения дальнейшей судьбы Юлии Тимошенко. Каким бы ни было решение суда, мы уже видели ряд комментариев представителей украинской прокуратуры и Министерства юстиции, что решение Европейского суда не повлияет прямо на пребывание Юлии Тимошенко за решёткой.

Очевидный сценарий сейчас — это максимально попробовать удержать её от политической деятельности и, по сути, удержать её в месте заключения. Возможно, ведутся какие-то кулуарные переговоры насчёт этого, ходят разного рода рассказы, слухи, и т.д., что один из сценариев связан с разрешением ей лечиться за пределами Украины, но тогда должны быть чёткие договорённости относительно её политической деятельности за пределами Украины. Пока эти условия не воспринимаются разными сторонами, но это опять же на уровне каких-то домыслов, скорее, это непубличная информация.

Цена вопроса — это Соглашение про ассоциацию с ЕС в ноябре этого года. То есть если Янукович и правительство хотят подписать этот договор, безусловно, им что-то нужно делать с Юлией Тимошенко. У меня такое ощущение, что с самого начала никто не осознавал последствий этого шага, и нет каких-то единых стройных сценариев, как из этой ситуации можно выйти с максимальной политической пользой для разных сторон.

Разговор о санкциях в украинском «списке Магнитского» идёт достаточно давно, но, насколько это реально, сказать сложно. Недавно появился материал Financial Times на эту тему — это показывает, что подобные мысли всё время фигурируют в этом политическом разговоре.

Но дело в том, что если говорить про высшее украинское политическое руководство, то мне сложно судить, насколько реалистичен сценарий введения санкций. Почему? Потому что введение санкций будет однозначно показывать, что Соглашение про ассоциацию с ЕС не будет подписано. А в Европейском Союзе есть стороны, которые всё-таки заинтересованы в подписании. Там тоже идёт определённая борьба по дальнейшему развитию отношений с Украиной.

Если в конце 2013 года Соглашение про ассоциацию не будет подписано, тогда возможны уже разные сценарии. Видение этого Плана Б — как будет вести себя европейская сторона с украинской стороной, если Соглашение про ассоциацию не подпишут — ещё чётко не сформулировано.

Введение санкций означает окончательную «беларусизацию» украинского политического пространства. И заинтересована ли сейчас Европа иметь у своих границ ещё одну Беларусь, только экономически побольше и позначительней, — это тоже вопрос не риторический».