ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Ресурсы и технологии США кормят современные системы вооружения Китая

Великая Эпоха
Китайский истребитель-невидимка J-20 выступает на авиашоу China 2018 в Чжухае провинции Гуандун на юге Китая 6 ноября 2018 г. (Wang Zhao/AFP/Getty Images)

Китаю удалось технологически оснастить свои вооружённые силы, Народно-освободительную армию (НОАК), через кражу американских технологий, доступ к рынкам капитала США и привлечение американских инвесторов.

Военные ведомства США очень обеспокоены недавними испытаниями гиперзвуковых ракет, проведёнными НОАК. Стоимость одной ракеты более $105 млн. Это передовое оружие, от которого чрезвычайно сложно защищаться. Спутники, магнитные рельсовые пушки, ядерное и гиперзвуковое оружие Пекина — это очень дорогой высокотехнологичный арсенал. Правительство выделяет на исследования и разработки $252 млрд, что составляет 41% оборонного бюджета Китая.

Часть затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы НОАК покрывается за счёт краж американских технологий. Другая часть технологий закупается у американских разработчиков на средства американских инвесторов. Например, Китайский центр аэродинамических исследований и разработок (CARDC), занимающийся гиперзвуковыми испытаниями, оснащён суперкомпьютерами с высокотехнологичными американскими чипами.

Размещаясь на биржах США и получая доступ к американским рынкам капитала, компартия Китая (КПК) финансирует свои проекты развития за счёт американских инвесторов, запуская руки в их глубокие карманы. В настоящее время на трёх крупнейших биржах США зарегистрировано 248 китайских компаний, общая рыночная стоимость которых составляет $2,1 трлн. Восемь из них являются государственными предприятиями. Большая часть этих фирм частично монополизированы государством или являются собственностью государственных компаний. Около половины из них – это подставные компании Каймановых островов с переменной долей участия на биржах США (VIE), поэтому их истинные владельцы неизвестны. Другие фирмы, такие как корпорация Weibo, не принадлежат государству, но действуют по указаниям КПК в осуществлении операций, включая шпионаж.

Администрация Байдена объявила, что сохранит введённый Трампом запрет на инвестиции из США в фирмы, имеющие связи с китайскими военными. Согласно этим правилам, американским компаниям и гражданам запрещается покупать или продавать акции китайских компаний с ограниченным участием (ЗАО), в том числе ведущих производителей микросхем, нефтедобывающих и технологических компаний.

Особой угрозой стали технологические компании, поскольку содействуют развитию Китая своими квантовыми вычислениями и ресурсами.

В соответствии с правилами, введёнными в мае 2021 года Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), китайские компании, желающие зарегистрироваться на американских биржах, теперь должны раскрывать информацию о том, являются ли они пекинскими или подконтрольными Пекину. Эти новые правила распространяются на китайские компании, котирующиеся в Соединённых Штатах в рамках платформы VIE, которую часто используют технологические фирмы. Находясь в рамках китайского законодательства, технологические компании КНР не могут владеть иностранной собственностью, поэтому вынуждены учреждать подставные компании на Каймановых островах, после чего они могут котироваться на биржах США. Согласно новым правилам SEC, теперь из котировок будут исключены более 200 подставных фирм.

В «чёрный список» США добавлены китайские компании и предприятия, занимающиеся квантовыми вычислениями, а также производящие микросхемы памяти и навигационные чипы. Список американских организаций пестрит названиями китайских компаний, большинство из которых являются государственными. Вашингтон хочет заблокировать им пути получения интеллектуальной собственности (ИС) и оборонных технологий США. Администрация Трампа внесла в «чёрный список» множество китайских фирм, а администрация Байдена добавила ещё десятки.

Наряду с прямой угрозой, исходящей от финансирования китайских компаний, которые увеличивают военный потенциал воюющего государства, законодательство Китая фактически превращает каждую компанию и гражданина в агента. Согласно законам о национальной безопасности, разведке и кибербезопасности, граждане и организации обязаны помогать КПК в сборе разведывательной информации. Это включает в себя и кражу IP-адресов.

Одна из основных причин торговой войны США с Китаем является кража интеллектуальной собственности китайской стороной. Согласно опросу CNBC Global CFO Council, почти треть североамериканских компаний заявили, что Китай воровал у них интеллектуальную собственность последние десять лет. По состоянию на 2020 год, ФБР открыла более 1000 дел, касающихся краж интеллектуальной собственности организациями, связанными с КПК. Сотрудник службы национальной безопасности США Уильям Эванина оценил объём хищений Китаем в $500 млрд в год. Министерство юстиции США заявило, что примерно в 80% случаев расследования, связанных с промышленным шпионажем, главным виновником оказался китайский режим.

Объявление о розыске пяти китайских военных чиновников, обвинённых в экономическом шпионаже и краже коммерческой тайны. Размещено в Министерстве юстиции Вашингтона 19 мая 2014 г. (AP Photo)

Легальное и нелегальное приобретение американских технологий в сочетании с государственными субсидиями способствует технологическому прогрессу Китая, в том числе в области современного вооружения. С экономической точки зрения, кража технологий избавляет Китай от необходимости платить сотни миллионов долларов на исследования и разработки. Это даёт китайским компаниям возможность опережать американских конкурентов. С точки зрения обороны, кража Китаем американских технологий означает, что в случае войны военные США столкнутся с собственным оружием, и НОАК будет знать возможности и уязвимость американской техники и защитных систем.

В США действует экспортный контроль, предотвращающий продажу определённых технологий и оборудования иностранным организациям. Запрет на экспорт американских товаров в Китай включает «товары американского происхождения», чьи детали могут быть использованы в военной технике.

Однако американские компании могут обойти эти правила, напрямую инвестируя в эти технологии в самом Китае. По словам представителей торговли США, Вашингтон, скорее всего, не будет ужесточать или усиливать контроль над инвестициями из США.

Наряду с инвестициями в оборонные технологии, Пекин стремится контролировать и сырье, которое критически важно для обороны. Администрация Байдена предупредила, что Китай пытается контролировать мировые рынки кобальта, лишая США и другие страны ключевого элемента, необходимого для выпуска электрического оружия и транспортных средств.

Сын президента Джо Байдена, Хантер Байден, хорошо посодействовал КПК в покупке кобальта на сумму $3,8 млрд. Его компания BHR, официально именуемая Bohai Harvest RST (Шанхай) Equity Investment Fund Management Company («Компания по управлению инвестиционным фондом акционерного капитала») в партнёрстве с китайскими государственными фирмами закупила кобальт в Демократической Республике Конго. «Бохай» также помог китайскому оборонному конгломерату приобрести американского производителя автозапчастей.

Американские законодатели работают над тем, чтобы ограничить поток технологий и денег в китайскую компартию. Но каждый закон — это всего лишь пластырь для решения очень большой проблемы.

Работа и сотрудничество с союзниками США по совместной программе реорганизации отечественного производства, ограничения инвестиций в Китай, а также ограничения доступа Пекина на западные рынки капитала, лишит китайский режим возможности красть или приобретать технологии у Запада, а также ограничит его способность инвестировать в исследования и разработки. Кроме того, это будет стимулировать США и западные страны выводить цепочки поставок из Китая и расширять собственную производственную базу.

Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

По материалам The Epoch Times USA