Швейцария — страна с населением 8,6 млн человек — славится многими вещами, включая восхитительные пейзажи, роскошные часы и вызывающие диабет деликатесы.
В этой стране высоко ценятся права человека. Согласно федеральной Конституции, права человека являются неотъемлемой частью системы ценностей страны. Тогда возникает вопрос: почему швейцарские чиновники так дружны с компартией Китая, известной нарушительницей прав человека?
В октябре на заседании Организации Объединённых Наций Франция выступила с заявлением от имени 43 членов ООН. В заявлении осуждалось жестокое обращение китайского режима с уйгурским меньшинством в китайском регионе Синьцзян. Однако Швейцария, предполагаемый защитник прав человека, отказалась присоединиться к этому заявлению.
На вопрос о причинах отказа, представитель министерства иностранных дел Швейцарии Пьер-Ален Эльтшингер заявил «Голосу Америки», «что его страна решила не присоединяться к последнему заявлению из-за различных факторов», включая приближающийся «стратегический диалог» с Пекином.
Затем он дополнил своё высказывание противоположной фразой:
«Позиция Швейцарии по Китаю и правах человека остаётся неизменной. (…) Швейцария по-прежнему обеспокоена ситуацией с правами человека в Синьцзяне и других частях Китая».
Если швейцарское правительство обеспокоено, то почему оно отказывается официально признать кампанию геноцида в Китае?
По данным Федерального департамента иностранных дел Швейцарии, обе страны поддерживают двусторонние отношения с 1950-х годов, ведя диалог по целому ряду вопросов, «включая окружающую среду, сотрудничество в области развития, права человека, миграцию, образование, науку и финансы».
Если недавний отказ Швейцарии осудить зверства в Синьцзяне не вызывает сомнений, то любой диалог о правах человека, как я полагаю, будет весьма кратким. Как ранее сообщала немецкая газета DW, для швейцарских чиновников даже геноцид не станет препятствием для расширения экономических отношений с Пекином.
В 2019 году Швейцария экспортировала в Китай товаров на 13,4 млрд швейцарских франков (≈ $14,7 млрд), а импортировала на 14,9 млрд швейцарских франков (≈ $16,1 млрд). С начала XXI века, согласно отчёту телеканала Deutsche Welle, швейцарские инвестиции в Китай росли в геометрической прогрессии. Интересно, что некоторые из крупнейших банков Швейцарии сегодня владеют контрольными пакетами акций в ряде китайских дочерних компаний. Китай также сделал значительные инвестиции в швейцарские компании.
Возьмём, к примеру, компанию Syngenta. Крупнейший в мире производитель сельскохозяйственных химикатов теперь принадлежит Chem China, предприятию, поддерживаемому компартией Китая.
Когда-то швейцарское правительство отстаивало что-то значительное и ставило права людей выше высоких прибылей. В 2019 году швейцарские чиновники фактически призвали коммунистический режим закрыть концентрационные лагеря в Синьцзяне. Эти призывы прозвучали всего через несколько дней после публикации документов о масштабе геноцида уйгуров. Однако времена изменились, а с ним и цели швейцарского правительства.
Хотя швейцарские активисты призывают власти в Берне пересмотреть соглашение о свободной торговле с Пекином от 2013 года, их требования остались без внимания. В прошлом году произошла утечка информации о тайной сделке между Швейцарией и Китаем.
Довольно невероятно, что швейцарское правительство (помните, предполагаемый защитник прав человека) дало китайским сотрудникам безопасности разрешение на въезд в страну «на две недели без официального статуса для проведения расследования в отношении китайских граждан», которые бежали из Китая. После установления личности граждане были немедленно депортированы. Многие из пострадавших бежали от тиранического режима и отчаянно пытались построить новую жизнь в стране, которую хвалят за её безопасность.
В отличие от многих сделок, подписанных Швейцарией с другими странами, секретная сделка с Китаем «никогда не публиковалась правительством и даже не признавалась публично до августа», пока не появился официальный перевод соглашения на английском языке, сделанный группой Safeguard Defenders по защите прав человека, сообщила в декабре газета The Guardian.
Капитуляция Швейцарии перед Китаем просто шокирует. В начале ноября министр иностранных дел страны отказался поддержать западные санкции против коммунистического режима.
«Берн идёт по особому пути с Пекином», — сказал Иньяцио Кассис.
Министр иностранных дел назвал нынешнюю ситуацию «балансированием». С одной стороны — «трудные дискуссии» о правах человека, с другой — экономические потребности Швейцарии. Однако на этом «особом пути» нет места для важных дискуссий на острые темы, включая убийство ни чём невиновных людей в Синьцзяне.
Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.
Джон Мак Глионн — исследователь и эссеист. Его работы были опубликованы такими изданиями, как New York Post, Sydney Morning Herald, Newsweek, National Review, Spectator US и другими респектабельными изданиями.