ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

После обнаружения новых человеческих останков мексиканские власти раскритиковали поисковиков-волонтеров

Великая Эпоха
Сеси Флорес, лидер группы «Ищущие матери» из северной Мексики, на месте, где, по ее словам, ее команда обнаружила подпольный крематорий в Тлахуаке, на окраине Мехико, 1 мая 2024 года. (AP Photo/Ginnette Riquelme, File)

Мексиканские поисковики-добровольцы, которые в прошлом подвергались нападкам со стороны правительства, нашли больше тел в Мехико в последние дни мая 2024 года, пишет AP News.

Поисковик-волонтер Сеси Флорес, которая потратила годы на поиски двух своих пропавших сыновей, говорит, что чиновники не удосужились найти останки. Это распространенная жалоба родственников пропавших людей во многих районах Мексики, где наркокартели и банды похитителей используют неглубокие ямы, чтобы избавляться от тел своих жертв.

В четверг Флорес опубликовала видео, на котором в высокой сухой траве на склоне холма в восточной части города видны человеческие бедренные кости и черепа. Она предположила, что это по меньшей мере три тела, и отметила, что на склоне холма их может быть больше.

«Мы не хотим их тревожить», — говорит Флорес на видео, указывая лопатой на груду костей. «Мы не хотим идти туда и беспокоить их».

Флорес и раньше конфликтовала с правительством, обвиняя чиновников в игнорировании судьбы более чем 100 000 пропавших без вести мексиканцев.

Существование подпольных мест захоронения трупов является чувствительным для правящей в Мексике партии «Морена». Партия, которая выдвигает бывшего мэра Мехико на пост президента на воскресных выборах, утверждает, что в столице успешно борются с насилием, от которого страдают другие регионы страны.

В конце апреля Флорес вызвала гнев городских прокуроров, когда заявила, что нашла обугленные кости и удостоверения личности по меньшей мере двух человек в другом полусельском районе на восточной стороне города. Прокуроры быстро пришли к выводу, что кости принадлежат собакам. Удостоверения личности были выброшены или украдены, а их владельцы живы.

Вскоре после этого президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор на своем ежедневном брифинге для прессы показал видео, снятое правительством, в котором обвинил поисковиков вроде Флорес и заявил, что они страдают «бредом некрофилии».

Однако в пятницу исполняющий обязанности прокурора Мехико Улисес Лара был вынужден признать, что Флорес действительно нашла кости, и, судя по всему, человеческие. По его словам, на место происшествия были направлены полиция, эксперты-криминалисты, офицеры Национальной гвардии и солдаты.

В связи с этим возник очевидный вопрос: почему огромная команда официальных лиц так и не смогла найти тела, а одинокая мать-поисковик, вооруженная лишь лопатой, смогла.

Лара обрушился с критикой на поисковиков, заявив, что «цепочка хранения» улик была нарушена, а кости «подверглись обработке». «Это нарушило достоинство и уважение, которых заслуживают люди, ищущие родственников, и некоторые из них выразили свое недовольство этой ситуацией», — сказал он.

В субботу Флорес отреагировала на это, опубликовав в социальных сетях видео.

«Серьезно? Эти останки были неизвестны. Мы сделали работу, которую они должны были сделать», — сказала Флорес. «Вы (Лара) даже не знали о них, не были в курсе, не находили их».

На обвинение в том, что другие родственники, занимающиеся поисками, были возмущены ее действиями (массовые поиски, подобные тем, что Флорес проводит в родной Соноре, не часто случаются в Мехико), Флорес ответила: «Они должны были бы злиться на вас за то, что вы не выполняете свою работу».

Флорес — опытный поисковик. Один из ее сыновей, Алехандро Гвадалупе, пропал в 2015 году. Ее второй сын, Марко Антонио, был похищен в 2019 году. Власти ничего не сообщили ей о судьбе каждого из них.

В ее родном штате Сонора власти в апреле подтвердили, что им удалось идентифицировать 45 пропавших без вести людей среди 57 групп останков на свалке тел, известной как «Эль Чойудо», которую обнаружила группа Флорес «Ищущие матери Соноры».

Обычно «ищущие матери» не пытаются обвинить кого-либо в исчезновении своих родственников. Они говорят, что просто хотят найти их останки. Многие семьи говорят, что не знать точно о судьбе родственника хуже, чем знать, что любимый человек мертв.

По крайней мере семь волонтеров-поисковиков были убиты в Мексике с 2021 года.