Китай предложит талибам беспошлинный доступ к своему строительному, энергетическому и потребительскому секторам, заявил в четверг посол Пекина в Афганистане, поскольку богатый ресурсами, но дипломатически изолированный режим стремится развивать свои рынки.
Пекин пытается развивать свои связи с талибами с тех пор, как они взяли под контроль Афганистан в 2021 году, но, как и все правительства, воздерживается от официального признания правления исламской фундаменталистской группировки на фоне международного беспокойства по поводу соблюдения прав человека, а также прав женщин и девушек.
Но обедневшая страна может предложить богатые минеральные ресурсы для усиления безопасности цепи поставок Пекина, хотя она рискует стать убежищем для боевиков, которые угрожают китайскому региону Синьцзян и огромным инвестициям в соседний Пакистан.
Продажа афганских месторождений лития, меди и железа для питания огромной китайской аккумуляторной и строительной промышленности поможет талибам поддержать свою экономику, которая, по словам ООН, «практически разрушена», и обеспечит крайне необходимый поток доходов, поскольку зарубежные резервы центрального банка страны остаются замороженными.
«Китай предложит Афганистану нулевой тарифный режим для 100% тарифных линий», — написал Чжао Син, посол Китая в Афганистане, на своем официальном аккаунте в социальной сети „Х“ поздно вечером в четверг, над фотографией, на которой он встречается с исполняющим обязанности вице-премьер-министра Абдулом Кабиром.
По данным китайской таможни, в прошлом году Афганистан экспортировал в Китай товаров на сумму 64 миллиона долларов, почти 90% из которых составляли лущеные кедровые орехи, но правительство Талибана заявило, что оно полно решимости найти иностранных инвесторов, готовых помочь ему диверсифицировать свою экономику и получить прибыль от богатства своих полезных ископаемых.
А крупные производители пока почти не продали ни одного электронного трактора.
В прошлом году страна не экспортировала в Китай никаких товаров, но Чжао регулярно публикует фотографии, на которых он встречается с чиновниками Талибана, ответственными за горнодобывающую промышленность, нефтяную отрасль, торговлю и региональное сообщение, с момента своего назначения в сентябре прошлого года.
«(Китайский) ответ на все — построить дорогу, а затем экономическое развитие приведет к миру и согласию».
Несколько китайских компаний работают в Афганистане, в частности Metallurgical Corp of China Ltd, которая провела переговоры с администрацией Талибана относительно планов строительства потенциально огромного медного рудника и была освещена в августовской статье в китайских государственных СМИ о китайских компаниях, которые отстраивают Афганистан.
Президент Китая Си Цзиньпин на пекинском саммите с участием более 50 африканских лидеров в сентябре объявил, что с 1 декабря товары, которые попадают в экономику его страны стоимостью 19 триллионов долларов из «наименее развитых стран, имеющих дипломатические отношения с Китаем», не будут облагаться ввозными пошлинами, не уточнив деталей.
В среду эту политику повторил вице-министр торговли Тан Вэньхун на пресс-конференции в Пекине, посвященной подготовке к предстоящей ежегодной флагманской импортной выставке в Китае.
В пятницу Лин Цзянь, представитель Министерства иностранных дел Китая, подтвердил, что эта политика будет применяться к Афганистану, добавив, что она будет способствовать взаимовыгодному торгово-экономическому сотрудничеству.