Правительство США недавно обвинило Китай в разработке «оружия для управления мозгом» — технологии, которая вызывает серьезные этические вопросы, если она используется тоталитарным, геноцидным и территориально- агрессивным режимом.
Как сообщила Financial Times, США внесено в чёрный список Академию военно-медицинских наук Китая, а также 11 связанных с ней биотехнологических исследовательских институтов, за, как утверждается, оказание помощи китайским военным в разработке оружия.
По имеющимся данным, Академия исследовала технологии «интерфейса мозг-машина» или «интерфейса мозг-компьютер», известные как BCI, в том числе путем вживления электродов в мозг живых обезьян, таких как макаки.
Согласно публикации Эльзы Каниа в Национальном университете обороны в 2020 году, «исследователи Академии военно-медицинских наук используют макак для изучения методов создания интерфейсов мозг-машина, которые предполагают вживление электродов в мозг».
16 декабря Министерство торговли США внесло Академию и связанные с ней научно-исследовательские институты в чёрный список.
По словам министра торговли США Джины Раймондо, «Китай решил использовать эти технологии для контроля над своим народом и репрессий в отношении представителей этнических и религиозных меньшинств».
Financial Times цитирует слова высокопоставленного американского чиновника о том, что Китай использует новые биотехнологии для попыток военного применения будущего, которые включают «редактирование генов, повышение работоспособности человека [и] интерфейсы мозг-машина».
Китайские компании, которые используют беспилотники, систему распознавания лиц, кибербезопасность, искусственный интеллект и облачные суперкомпьютеры для наблюдения в китайском регионе Синьцзян, также попали в новые черные списки США, включая списки Министерства финансов.
Крупнейшие американские инвесторы, включая Accel, Kleiner Perkins, GGV Capital, Glade Brook Capital Partners, Qualcomm Ventures, Silver Lake и Tiger Global Management, по данным Financial Times, должны будут ликвидировать инвестиции в компании из черного списка.
Американские компании, исследующие технологию BCI, также связаны с Китаем.
Blackrock Neurotech, связанная с Питером Тилем из Palantir, и Neuralink Элона Маска – две ведущие американские компании, стремящиеся продвинуть технологию BCI. В мае компания Neurotech получила 10 миллионов долларов инвестиционной поддержки и утверждает, что уже имплантировала 28 устройств американским, китайским и европейским пациентам.
Компания Neuralink провела эксперимент с обезьяной-макакой по кличке «Пейджер», которая играет в «Понг» на компьютере, используя свою деятельность сознания, в обмен на капли бананового коктейля, подаваемого через стальную трубку. Компания сняла видеозапись эксперимента «Monkey MindPong», которая доступна общественности.
Состояние Маска связано с компанией Tesla Inc., которая зависит от производства и доходов из Китая. В третьем квартале 2021 года Tesla построила в Китае более 133 000 автомобилей. С четвертого квартала 2020 года компания получила около 3 миллиардов долларов в виде квартальных доходов из Китая.
Хотя Китай отстает в развитии технологий BCI, Пекин ставит перед собой цель «доминировать» в развитии биотехнологий и технологий искусственного интеллекта во всем мире. С этой целью Пекин запретил экспорт исследовательских приматов, которые имеют решающее значение для развития науки BCI.
Согласно журналу Slate в ноябре «контроль над рынком исследований приматов способствует стремлению Китая к передаче технологий, поскольку иностранные организации, желающие проводить эксперименты с китайскими приматами, будут вынуждены отправлять свои технологии и опыт в Китай. Передовые институты и компании фактически будут учить Китай, как преодолеть инновационный разрыв».
Исследования китайских военных в области контроля мозга вызывают особое беспокойство, учитывая историю геноцида и промывания мозгов меньшинств.
Правительства США и других стран признали, что геноцид, согласно определению ООН, продолжается в отношении уйгурского меньшинства в Китае. Геноцид также, возможно, продолжается в отношении последователей Фалуньгун и тибетцев.
По данным исследователей и правительственных чиновников США, пекинский режим заключил более 1 миллиона человек в лагеря «перевоспитания» в попытке переделать свои религиозные и этнические меньшинства в «хороших» коммунистов. По оценкам последних, за последние несколько лет в лагерях перевоспитания находилось от 1 до 3 миллионов уйгуров, хотя академическое мнение остановилось на цифре от 1 до 2 миллионов.
Доктор Адриан Зенц, один из самых выдающихся исследователей геноцида уйгуров, проанализировал свидетельства из источников коммунистической партии Китая (КПК) о том, что уйгуры подвергаются «промыванию мозгов» в лагерях перевоспитания.
По словам Зенца в его статье за 2019 год, прошедшую рецензию, в «лагерях интернированных для профессионального обучения» используется принудительный труд. Он задокументировал заявления китайского режима, утверждающего, что «промывают мозги» интернированным в них людям». Зенц заявил: «Тех, кто подвергается такому принудительному промыванию мозгов, называют «перевоспитанными людьми» — тот же термин используется для задержанных последователей Фалуньгун».
Зенц получил секретный китайский документ, в котором «говорится, что задержанные, проявляющие признаки сопротивления, должны подвергаться «штурмовому перевоспитанию».
В отчете о работе за 2017 год бюро юстиции округа Синьюань «это выражено в ... радикальных терминах», по словам Зенца. «Под заголовком «централизованное преобразование через воспитательную работу» в отчете говорится, что перевоспитательная работа должна «промывать мозги, очищать сердца, поддерживать право и устранять зло»(xinao jingxin fuzheng quxie 洗脑净心扶正祛邪)», — отметил Зенц.
Лондонский трибунал 10 декабря установил, что генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин несет прямую ответственность за геноцид уйгуров.
Этические риски технологий «управления мозгом»
Сочетание исследований китайских военных в области «контроля мозга» и геноцидального "»промывания мозгов» режима должно восприниматься более серьезно специалистами по этике и правительственными чиновниками в США, Европе и среди азиатских союзников.
По мнению биоэтиков Марчелло Иенка (Базельский университет в Швейцарии) и Пима Хаселагера (Университет Радбоуда Неймегена в Нидерландах), интерфейсы управления мозгом могут быть использованы для «взлома мозга» таким образом, что это нарушает неприкосновенность частной жизни и свободу действий человека. В настоящее время Иенка работает в Федеральной политехнической школе Лозанны.
BCI обеспечивают интерфейс мозг-машина либо путем прямой имплантации электродов в ткани мозга, либо с помощью более временной носимой технологии, которая держит электроды вне неповрежденного черепа, согласно статье, которая прошла рецензирование и появилась в апрельском номере журнала Ethics and Information Technology за 2016 год.
BCI предназначены для помощи пациентам, страдающим от неврологических заболеваний, которые нарушают сенсорно-моторные функции. BCI может помочь им, например, общаться с роботизированной рукой, которая обеспечивает пациенту больший контроль над окружающей средой.
BCI также исследуются Агентством передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) для военного применения, например, для более быстрого и эффективного оперативного управления человеком беспилотным истребителем.
Однако Иенка и Хаселагер в своей статье «Взлом мозга: технология взаимодействия мозга и компьютера и этика нейробезопасности» предупреждают, что этические риски технологий BCI недостаточно изучены в связи с их быстрым развитием.
«Нейропреступность» и «взлом мозга», утверждают исследователи, включая «незаконный доступ к нейронной информации и вычислениям и манипуляции с ними», представляют собой серьезный риск для «нейробезопасности» человека, такой как неприкосновенность частной жизни свобода действий.
Под угрозой находятся самые основные качества индивидуальности, включая сознание, волю, восприятие, мышление, самоидентификацию, суждения, язык и память. Иенка и Хаселагер утверждают, что «неправильное использование нейронных устройств в киберпреступных целях может не только угрожать физической безопасности пользователей, но и влиять на их поведение и изменять их самоидентификацию как личности».
Иенка и Хаселагер определили не только BCI как «особенно важные», учитывая потенциальную возможность нейропреступлений и функцию BCI для «считывания активности мозга», но и устройства, известные как «нейростимуляторы». Эта последняя категория машинно-мозгового интерфейса включает устройства для «глубокой стимуляции мозга (DBS) и транскраниальные стимуляторы постоянного тока (tDCS)».
Иенка и Хаселагер справедливо подчеркнули риски, связанные со считывателями и стимуляторами мозга, и утверждают, что «этические гарантии против этих рисков должны быть рассмотрены на ранних этапах разработки и регулирования».
Этические гарантии, регулирование и развивающееся международное право будут особенно актуальны, поскольку Пекин игнорирует этические стандарты в попытке усилить контроль над личностью в расширяющихся границах того, что КПК считает «Большим Китаем».
По материалам The Epoch Times USA