ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Следующая война больше не будет похожа на все предыдущие, — генерал Милли

Великая Эпоха
Председатель Объединённого комитета начальников штабов США генерал Дж. Марк Милли. (Thomas Padilla/AP Photo)

Природа войны преследует человечество с самого зарождения цивилизации и будет оставаться неизменной в человеческой психике до тех пор, пока такие эмоции, как страх, ненависть, беспокойство и ревность, влияют на действия отдельных людей, организаций и наций.

Характер ведения боевых действий — тактика, стратегии, оружие — постоянно развивается, неуклонно разрабатываются всё более смертоносные технологии и постоянное реагирование на меняющийся поток политических вызовов и геостратегических угроз.

Вооружённые силы, способные быстро и эффективно внедрять технологические достижения в тактику ведения боевых действий, будут доминировать на полях сражений будущего, как и всегда, заявил председатель Объединённого комитета начальников штабов США генерал Марк Милли.

По его словам, тех, кто этого не сделает, постигнет та же участь, что и западноевропейские страны, когда немецкие военные применили технологии в тактике объединённых сил, чтобы развязать новый тип войны «блицкриг» и за считанные недели захватили большую часть Европы.

Выступая 30 июня на обеде для Национального пресс-клуба в Вашингтоне, Милли сказал, что вооружённые силы страны должны адаптироваться к «самому значительному фундаментальному изменению в характере войны, когда-либо зафиксированному в истории», путём подготовки к ведению войны, не похожей ни на какую другую, которую вели раньше.

"Возможно, самым большим изменением является быстрое появление искусственного интеллекта и квантовых вычислений, — сказал он. — Фактически в ближайшие 10—15 лет мы, вероятно, увидим, что по меньшей мере треть передовых промышленных вооружённых сил мира будет роботизирована. Подумайте о беспилотных ВВС, флоте без матросов или танке без экипажа".

Председатель Объединённого комитета начальников штабов ВС США генерал армии Марк Милли беседует с американскими войсками в Сирии во время необъявленного визита на военную базу США на северо-востоке Сирии 4 марта 2023 года. (Phil Stewart/Reuters)

Сунь-Цзы Клаузевицу

В своей речи Милли цитировал книги прусского теоретика войны Карла фон Клаузевица «О войне», вышедшую в 1832 году, и «Искусство войны» Сунь-Цзы 2500-летней давности. Вероятно, это было его последнее выступление перед Национальным пресс-клубом в качестве офицера высшего ранга вооружённых сил Соединённых Штатов.

Его 44-летняя карьера в армии США и четырёхлетний срок пребывания на посту председателя Объединённого комитета начальников штабов Пентагона заканчиваются с выходом на пенсию 1 октября. За оставшиеся три месяца четырёхзвёздочный генерал, который поднялся по служебной лестнице в качестве офицера-танкиста, вероятно, повторит свой призыв к постоянной модернизации в летних выступлениях.

Милли не упоминал, и его не спрашивали о его связях с бывшим президентом Дональдом Трампом в течение 19 месяцев, когда он был председателем Объединённого комитета начальников штабов при администрации Трампа.

Он не упомянул "секретный" план нападения на Иран, который он якобы разработал и на который ссылался Трамп.

Подшучивая над Трампом после его президентства, Милли утверждал, что в последние дни его администрации он помешал бывшему президенту начать массированную атаку на Иран.

Он также не обсуждал критику республиканцев в Палате представителей по поводу разнообразия, равенства и инклюзивного обучения и другой политики "пробуждения" в вооружённых силах, которая, по словам консерваторов, способствует нехватке рекрутов и снижению боеготовности.

То, о чём говорил Милли, что он понятия не имеет, что он будет делать, когда проснётся 1 октября и перестанет быть солдатом на действительной службе.

"Буквально, у меня не было времени разобраться во всём этом», — сказал он, отметив, что он и его жена «даже не знают, где мы будем жить".

По словам Милли, одно можно сказать наверняка. У него «нулевой» интерес к политике, и он «абсолютно не» будет стремиться занять какую-либо государственную должность.

Американский беспилотник. (Noorullah Shirzada/AFP/Getty Images)

Сегодняшние решения — завтрашние войны

"Природа войны, по словам Клаузевица, вряд ли изменится. Это взаимодействие людей. Это политический акт, когда одна сторона пытается навязать свою политическую волю другой стороне с использованием организованного насилия. Это связано со страхом и трениями, неразберихой и смертью", — сказал Милли.

Но, по его словам, характер войны часто меняется, поскольку современные технологические достижения создают экспоненциальные потрясения, которые вознаградят тех, кто сможет быстрее всех адаптироваться и внедрить их, и обрекают на гибель тех, кто этого не сделает.

"Прямо сейчас, в настоящее время, мы находимся в эпицентре радикальных фундаментальных изменений в характере войны, — сказал Милли. — Принимаемые прямо сейчас решения являются ключом к победе в войнах в будущем или, в лучшем случае, к предотвращению их возникновения в первую очередь".

«Основы войны не изменились. Вы должны видеть и стрелять, передвигаться, защищать и поддерживать, а также общаться. Но технологии предоставляют новые возможности».

"Сегодня, в отличие от любого другого периода в истории, мы живём в эпоху невероятных возможностей наблюдения. У нас есть способность видеть и ощущать окружающую среду, как никогда ранее, — сказал Милли. — У нас есть повсеместная способность видеть любую точку земного шара в любой момент. И мы можем делать это с невероятной точностью".

Эта "повсеместная способность видеть" означает, что каждый дюйм Земли — от дна морей до неба и бального зала Национального пресс-клуба — теперь является полем битвы, где уже ведётся война.

"Подумайте обо всех датчиках, которые есть в этой комнате, — сказал Милли. — Прямо в эту минуту все GPS-часы, каждый iPhone, каждый Fitbit, все они могут контролироваться и использоваться военными планировщиками. Наша способность видеть и ощущать окружающую среду беспрецедентна в том, что вы можете видеть".

Это делает то, что Сунь-Цзы написал три тысячелетия назад, более верным сейчас, чем когда-либо, сказал он.

"Сунь-Цзы говорит нам: “Знай себя и знай врага, тогда в тысяче битв не потерпишь поражения”. Чтож, искусственный интеллект и квантовые вычисления сделают именно это, — сказал Милли. — Мы сможем увидеть самих себя и врага в гораздо более значимых аспектах, чем сейчас".

Искусственный интеллект, квантовая физика и робототехника означают, что "поле битвы будущего потребует быстрого и постоянного передвижения и способности оставаться маленьким и относительно незаметным, просто чтобы выжить", — сказал он.

"Искусственный интеллект сможет обрабатывать сложную информацию со скоростью, с которой не может сравниться ни один человеческий разум. Таким образом, наша задача, задача Соединённых Штатов, заключается в том, чтобы наши вооружённые силы, вооружённые силы Соединённых Штатов, сохранили наше текущее решающее преимущество, или смертоносность, или боеготовность, или компетентность, оптимизируя эти технологии для ведения войны. И мы делаем это не для ведения войны, а для предотвращения войны великих держав".

На этой недатированной фотографии изображены истребители J15 на китайском авианосце «Ляонин» во время учений в море. (AFP via Getty Images)

Планирование войны с Китаем

Милли в своей речи напрямую не касался планов противодействия агрессии в западной части Тихого океана со стороны быстро расширяющихся вооружённых сил Китая, но ответил на вопросы об угрозах, исходящих от главного "вызова" Пентагона.

На вопрос, могут ли планы Министерства обороны по военной модернизации сорвать кампанию китайского лидера Си Цзиньпина по созданию к 2027 году армии, превосходящей вооружённые силы Соединённых Штатов, Милли ответил, что покажет только время.

"У [США] заканчивается время для модернизации? Я действительно думаю, что мы должны действовать быстро, но "время заканчивается", я думаю, понятие относительное, — сказал он. — Но я думаю, что вооружённым силам Соединённых Штатов необходимо ускорить нашу модернизацию, и не только военные [должны освоиться] с принятием идеи будущей войны".

"Если мы, военные, не адаптируем себя, нашу доктрину, тактику или методы, развитие лидеров, обучение и управление талантами, мы этого не сделаем, тогда у нас не будет вооружённых сил, способных действовать в той будущей оперативной обстановке, которая наступает, — продолжил он. — Нравится это людям или нет, она грядёт. Так что вы должны подготовиться к этому. И это потребует значительных изменений".

КНР занималась этим годами, сказал Милли.

"Китай стремится переписать правила или характер войны. Экономика Китая быстро росла в течение последних четырёх десятилетий, как мы все знаем, и сейчас он использует свою финансовую мощь для создания невероятно мощных вооружённых сил. Они готовы это сделать. Действия и публичные выступления Китая дают это понять. Они не относятся к этому двусмысленно. Китай хочет стать региональным гегемоном в Азии в течение следующих 10 лет, и они хотят [заменить] глобальную военную мощь США к середине столетия".

То, как это закончится, определит "геостратегическую историю этого столетия", сказал Милли, прежде чем отметить, что военные планировщики в Пентагоне и Пекине предупреждают свои правительства, что цена "победы" в такой войне будет катастрофической.

По его словам, у конфликта есть побочные эффекты, повторив, что война между Китаем и Соединёнными Штатами "не является ни надвигающейся, ни неизбежной".

Генерал Милли отметил:

"Хотя китайский лидер Си Цзиньпин публично заявил, что он призвал Народно-освободительную армию развивать военный потенциал для объединения Тайваня с Китаем к 2027 году, он не сказал: "Я просто решил атаковать и вторгнуться". Он сказал: "Вы, генералы, развивайте потенциал для этого. Мы примем решение позже". Но он не сказал, что сделает это. Таким образом, существует напряжённость, процесс принятия решений, который всё ещё должен произойти, и это то, к чему я веду с идеей сдерживания".

И идея эта такова:

"Вы хотите быть уверены, что каждый божий день президент Си просыпается и говорит: "Это не тот день". Такое решение никогда не принимается, и в этом вся суть сдерживания», — сказал Милли. — Таким образом, чем быстрее мы сможем сохранить превосходство, тем, я полагаю, теоретически дело в том, что мы с большей вероятностью предотвратим развязывание войны, и если нас вынудят к войне, [Соединённые Штаты] одержат победу над любым противником".

Украинский танк едет по дороге близ Бахмута, в Донецкой области, 30 ноября 2022 года. (Anatolii Stepanov/AFP via Getty Images)

Про Украину

В своем выступлении и в последующих вопросах аудитории Милли повторил мнение Пентагона о том, что вторжение Владимира Путина в Украину является вопиющим посягательством на "международный порядок, основанный на правилах", сложившийся после Второй мировой войны, который предотвращал "войну великих держав" на протяжении почти 80 лет.

"Наша задача — обеспечить Украине поддержку, необходимую для того, чтобы она оставалась свободной и независимой. И мы делаем это для того, чтобы убедиться, что международный порядок, основанный на правилах, сохраняется", — сказал он.

Милли сказал, что критика со стороны некоторых, которые считают, что контрнаступление Украины занимает слишком много времени и не даёт достаточных результатов для продолжения поддержки Киева, преждевременна, тем более что оно всё ещё находится на ранней стадии.

"Война на бумаге и настоящая война — разные вещи. На реальной войне погибают реальные люди. Реальные люди находятся на линии фронта. Реальные люди находятся в этих транспортных средствах. Реальные тела разрываются на куски с помощью мощных взрывчатых веществ и так далее и тому подобное. Поэтому, когда компьютер говорит вам, что вы собираетесь действовать так быстро, возможно, настоящая война может немного замедлить [эти прогнозы], поскольку большинство участников пытаются избежать гибели".

Но многие будут убиты, и скоро, сказал Милли.

"Она будет очень долгой и очень, очень кровопролитной, и ни у кого никогда не должно быть иллюзий по этому поводу".

"Украина борется за их жизнь", — сказал он. "Мы оказываем столько помощи, сколько в человеческих силах. Но, в конце концов, украинские солдаты идут в атаку через минные поля и траншеи, и это буквально борьба за их жизнь. Так что да, если она будет идти немного медленно, это часть природы войны".

По материалам The Epoch Times USA