Потребовался год кровопролития, теперь Китай считает войну в Украине большой проблемой и хочет сыграть важную роль в ее завершении. Именно с таким посланием выступил главный дипломат Пекина Ван И перед европейскими лидерами на Мюнхенской конференции по безопасности в субботу. «Эта война не должна продолжаться», — сказал он.
Проблема, конечно, в том, что Ван не предложил прекращение Пекином финансовой и политической поддержки военной машины Путина. Вместо этого он предложил туманный мирный план, согласно которому Китай будет посредником между воюющими сторонами, при этом направив завуалированный упрек в адрес США.
«Некоторые силы, возможно, не хотят, чтобы мирные переговоры материализовались», — сказал Ван. «Их не волнует ни жизнь, ни смерть украинцев, ни ущерб для Европы. У них могут быть стратегические цели, превосходящие саму Украину».
Если не считать очковтирательства, мирная инициатива Китая — это смелый гамбит, который вызывает много вопросов. Во-первых, почему именно сейчас? Китай исторически осторожно вмешивается в далекие конфликты. Его попытки вмешаться в Корею в 1950-х годах и во Вьетнам в 1970-х годах обошлись дорогой ценой. Участие в украинском конфликте сейчас может быть вызвано лишь желанием оставаться актуальным.
Конечно, может быть и другая причина: тот факт, что Россия проигрывает. С точки зрения Китая, быстрая победа Путина стала бы пощечиной для США и подчеркнула бы бессилие Запада. Но затянувшийся конфликт привел в движение Евросоюз и оживил НАТО. Чем дольше продолжаются боевые действия, тем больше шансов, что Россия не сможет удержать захваченные территории, что предвещает ослабление сферы влияния Китая в Центральной Азии.
Хватит ли у Китая дипломатических способностей для принятия решения, устраивающего обе стороны? У Пекина очень мало опыта в заключении мирных сделок, и его мотивы как главного стратегического партнера России — который извлек выгоду из войны благодаря доступу к российским природным ресурсам по сниженным ценам — крайне подозрительны.