Детей насильно разлучают с семьями и отправляют в школы-интернаты, часто за сотни километров от родителей, где искореняют их культуру и язык, пытаясь привить им новую, чужую идентичность. Когда канадцы узнали, что именно это произошло с детьми коренных народов, лишенными своей коренной идентичности, языка и религии в христианских школах-интернатах, вспыхнули протесты и судебные процессы, сообщает журнал о свободе вероисповедания и правах человека в мире Bitter Winter.
Сегодня похожее происходит в Китае с миллионом тибетских детей.
Это не мнение Bitter Winter или «антикитайских» тибетских активистов. Это правда, зафиксированная в двух официальных документах ООН, подписанных тремя специальными докладчиками ООН: Фернаном де Варенном, специальным докладчиком ООН по вопросам меньшинств; Фаридой Шахид, специальным докладчиком по праву на образование; и Александрой Ксантаки, специальным докладчиком в области культурных прав.
Сначала три специальных докладчика направили в Китай конфиденциальное письмо, датированное 11 ноября 2022 года. Поскольку они не получили удовлетворительного ответа, поэтому опубликовали своё письмо и пресс-релиз в начале этого месяца.
Три специальных докладчика ООН заявили, что они «очень обеспокоены тем, что в последние годы система школ-интернатов для тибетских детей, похоже, действует как обязательная широкомасштабная программа, направленная на ассимиляцию тибетцев в культуру большинства (ханьцев), что противоречит международным стандартам в области прав человека».
Сельские школы, в которых использовался тибетский язык, закрывают и заменяют «поселковыми или уездными школами, которые почти исключительно используют путунхуа (официальный государственный язык) в преподавании и общении».
Специальные докладчики не питают иллюзий относительно того, какова цель этой политики. Это «принудительная ассимиляция» следующего поколения тибетцев в ханьскую культуру и уничтожение их тибетского культурного, религиозного и языкового наследия. Другие называют это культурным геноцидом.