Президент США Джо Байден 6 февраля продлил чрезвычайное положение в Бирме, также называемой Мьянмой. Эта страна Юго-Восточной Азии играет ключевую роль в планах Китая по экспансии в Индийском океане, что угрожает национальной безопасности как США, так и Индии.
В Бирме проживает 135 этнических меньшинств, многие из которых подвергаются репрессиям и геноциду со стороны бирманского большинства. В 1947 году, когда Бирма получила независимость от Великобритании, некоторым этническим группам было гарантировано, что они могут выйти из Бирманского Союза, если сочтут, что их интересы не соблюдаются. Когда в 1949 году этническая группа Карен попыталась выйти из Союза, бирманское правительство отказало ей, и начались боевые действия. Война продолжается до сих пор, что делает ее самым продолжительным вооруженным конфликтом в мире. На протяжении десятилетий к борьбе присоединились другие этнические группы сопротивления, взявшие в руки оружие против военного правительства.
В 2016 году военные разрешили провести честные выборы, на которых Национальная лига за демократию одержала убедительную победу. Лауреат Нобелевской премии Аун Сан Су Чжи, которая большую часть из трех десятилетий находилась под домашним арестом, стала лицом нового демократического правительства. Однако фактически у нее было очень мало власти, поскольку военные сохранили большинство мест в парламенте в качестве назначаемых должностей. В феврале 2021 года, вскоре после того, как она выиграла перевыборы с еще большим отрывом, военные захватили контроль над правительством. Генералы посадили в тюрьму Су Чжи и многих членов ее кабинета, а также продемократических законодателей и активистов. По всей стране вспыхнули бои: этнические бирманцы, не видевшие другого способа восстановить демократию, взялись за оружие против военных.
С момента этого переворота погибли 3000 человек, 1,5 миллиона стали вынужденными переселенцами, 13 000 были заключены в тюрьму, а 7,8 миллиона детей не посещают школу. Это число не учитывает 90 000 человек, которые в настоящее время укрываются в центрах для беженцев в Таиланде.
Демократические страны всего мира осудили переворот и ввели санкции. Конгресс США принял «Закон об объединении Бирмы посредством строгой военной отчетности 2022 года», который позволяет правительству США взаимодействовать с бирманским правительством в изгнании, одновременно вводя дополнительные санкции против военной хунты. Китай не только отказался принять санкции, но и заблокировал резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждающую переворот. Более того, Пекин направил своего министра иностранных дел в Нейпьидо, столицу страны, пообещав поддержку генералам. Играя роль «друга в трудную минуту», Китай и Россия нашли способы извлечь выгоду из отчуждения Бирмы от остального мира.
Москва пообещала укрепить связи с генералами, продавая им оружие, включая истребители. В то же время Пекин финансирует генералов, предоставляя хунте инвестиции, а также закупая в стране сырье. Пекин продвигает проект Китайско-Мьянманского экономического коридора. Трубопроводы проходят через Бирму в Юньнань (Китай), что позволяет Пекину переправлять нефть и газ, не пересекая Малаккский пролив, который патрулируется Седьмым флотом США. Кроме того, создание специальной экономической зоны Кьяукпью и глубоководного порта на западе Бирмы в штате Ракхайн обеспечивает Китаю доступ к Бенгальскому заливу Индийского океана.
На протяжении многих лет Коммунистическая партия Китая (КПК) постепенно расширяла свою деятельность в Индийском океане. В рамках участия ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в международных антипиратских миссиях Китай пришвартовал подводные лодки в Африке и Шри-Ланке. В 2017 году НОАК создала свою первую зарубежную базу в африканском государстве Джибути. Благодаря хитроумной долговой дипломатии совместное предприятие под руководством КПК смогло взять под контроль порт Хамбантота в Шри-Ланке. Пекин продает оружие Бангладеш и размещает ракеты в этой стране. Пекин ведет переговоры с Пакистаном, заклятым соперником Индии, о поставке ему подводных лодок.
Угроза КПК сближает Индию и США, но Россия является камнем преткновения в этих отношениях. Во время холодной войны Индия поддерживала дружеские отношения с Советским Союзом, закупая оружие под прикрытием политики неприсоединения. Сегодня Индия придерживается аналогичной политики в отношении Российской Федерации, отказываясь осудить войну в Украине в Организации Объединенных Наций. Индия также отказывается участвовать в западных санкциях и продолжает закупать российскую нефть и оружие.
С другой стороны, угроза КПК очень беспокоит Нью-Дели. Это дает Вашингтону возможность постепенно вовлечь Индию в американскую орбиту. Обе страны входят в четырехсторонний диалог по безопасности против КПК («четверка»), наряду с Японией и Австралией. В дальнейшем можно ожидать активизации военного сотрудничества между Нью-Дели и Вашингтоном. В декабре Индия приветствовала визит атомной подводной лодки ВМС США, направив четкий сигнал Пекину.
Бирма назначила выборы на февраль, но хунта отменила их, продлив чрезвычайное положение из-за гражданской войны. Следовательно, отношения Бирмы с Пекином будут продолжаться без перерыва, а вторжения ВМС НОАК в Индийский океан, как ожидается, увеличатся. Остается надеяться, что США и Индия смогут преодолеть свои разногласия по поводу России и будут готовы выступить единым фронтом против Китая.
Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.
Антонио Грасеффо, доктор экономических наук, экономический аналитик по Китаю, более 20 лет проработал в Азии, окончил Шанхайский университет спорта, имеет степень магистра делового администрирования Китая в Шанхайском университете Цзяотун, в настоящее время изучает национальную оборону в Американском военном университете. Он является автором книги «За пределами пояса и пути: глобальная экономическая экспансия Китая».
По материалам The Epoch Times USA