ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Америка и Китай провели первые за пять лет неформальные ядерные переговоры

Великая Эпоха
(Youtube/скриншот)

В марте Соединенные Штаты и Китай впервые за пять лет возобновили полу-официальные переговоры по ядерному вооружению. Представители Пекина заверили американских коллег, что Китай не будет угрожать начать атомную войну, чтобы решить вопрос Тайваня. 

Американские собеседники выразили обеспокоенность, что Китай может применить ядерное оружие, если потерпит поражение в конфликте по Тайваню. Пекин заверил, что не имеет таких намерений.

«Китай уверен, что победит в борьбе за Тайвань без применения ядерного оружия», — заявил ученый Дэвид Санторо, американский организатор переговоров «Трек-2».

Участники переговоров «Трек-2» — это, как правило, бывшие чиновники и учёные, которые могут авторитетно говорить о позиции своего правительства, даже если они не принимали непосредственного участия в её формировании. Переговоры между правительствами известны как «Трек-1».

Переговоры велись в течение двух дней в конференц-зале шанхайского отеля. Вашингтон представляли около полудюжины делегатов, среди которых были бывшие чиновники и ученые.

Пекин отправил делегацию ученых и аналитиков, в которую входили несколько бывших офицеров народно-освободительной армии.

Представитель госдепартамента отметил, что чиновники не участвовали в мартовской встрече, хотя знали о ней.

Такие дискуссии не могут заменить официальные переговоры, «которые требуют от участников аргументированных высказываний по вопросам, которые часто являются очень сложными в среде (китайского) правительства», — отметил спикер.

Члены китайской делегации и министерства обороны Пекина отказались давать комментарии.

Неофициальные дискуссии были организованы в тот момент, когда между США и Китаем возникли споры по основным экономическим и геополитическим вопросам. Лидеры Вашингтона и Пекина обвиняли друг друга в недобросовестном поведении.

В ноябре обе страны возобновили переговоры по ядерным вооружениям на первом уровне, но они зашли в тупик. Высокопоставленный чиновник с американской стороны публично выразил разочарование реакцией Китая.

По оценкам Пентагона ядерный арсенал Пекина в период между 2021 и 2023 годами увеличился более чем на 20%, следовательно «есть вероятность применения ядерного оружия, если военное поражение на Тайване будет угрожать правлению КПК».

Китай никогда не отказывался от применения силы для взятия Тайваня под свой контроль и за последние четыре года усилил военную активность вокруг острова.

Переговоры «Трек-2» являются частью двухлетнего диалога о ядерном оружии, который зашел в тупик после того, как администрация Трампа прекратила финансирование в 2019 году.

После пандемии COVID-19 полуофициальные дискуссии по более широким вопросам безопасности и энергетики возобновились, но только на встрече в Шанхае подробно обсуждались вопросы ядерного оружия и ядерных сил.

Санторо руководит аналитическим центром Тихоокеанского форума, базирующегося на Гавайях. Он сказал, что на 2025 год запланировано больше обсуждений.

Аналитик по вопросам ядерной политики Уильям Альберк из аналитического центра Генри Стимсона заявил, что важно продолжать переговоры с Китаем без всяких ожиданий, поскольку речь идет о ядерном оружии.

В прошлом году Министерство обороны США подсчитало, что Пекин имеет 500 действующих ядерных боеголовок, а в 2030 году эта цифра, вероятно, удвоится.

У США в прошлом году было 1 770 боеголовок, а у России — 1 710.

По оценкам Пентагона ядерное вооружение Пекина в 2030 году будет больше.

С 2020 года Китай также модернизировал свой арсенал производством подводной лодки с баллистическими ракетами нового поколения, испытывая боеголовки гиперзвуковых планеров и проводя регулярное морское патрулирование с ядерным вооружением.

Оружие на суше, в воздухе и на море дает Китаю «ядерную триаду», признак великой ядерной державы.

Санторо сказал, что ключевым вопросом обсуждения является соблюдение политики минимального сдерживания. Оно возникло в момент создания первой ядерной бомбы в начале 1960-х годов.

Минимальное сдерживание означает наличие достаточного количества атомного оружия для того, чтобы отпугнуть противника.

Санторо сказал, что китайские делегаты заявили представителям США, что Пекин придерживается этой политики и что «мы не заинтересованы в достижении ядерного паритета с вами, не говоря уже о превосходстве».

«Ничего не изменилось, все как всегда, вы преувеличиваете», — сказал Санторо, подытоживая позицию Пекина.

Его описание дискуссий подтвердил другой американский делегат Лайл Моррис, исследователь по вопросам безопасности в Институте политики азиатского общества.

Однако Бонни Дженкинс, ответственная за контроль над вооружениями в США, в мае заявила Конгрессу, что Китай не ответил на предложения по уменьшению риска ядерного оружия, которые Вашингтон выдвинул во время прошлогодних официальных переговоров.

Китай также не согласился на дальнейшие встречи на уровне правительств.

Альберк из Центра Генри Стимсона сказал, что Китай в значительной степени полагается на «риск и непрозрачность». Расширенный арсенал Китая, который включает противокорабельные крылатые ракеты, бомбардировщики, межконтинентальные баллистические ракеты и подводные лодки, превышает потребности государства с минимальными силами сдерживания и политикой неприменения ядерного оружия первыми.

По словам Морриса, китайские тезисы касались «живучести» ядерного оружия Пекина в случае первого удара по нему.

Американские делегаты «Трек-2» заявили, что китайцы описывали свои усилия как программу модернизации, основанную на сдерживании, чтобы справиться с такими событиями, как совершенствование американской противоракетной обороны, лучшие возможности наблюдения и укрепление альянсов.

В прошлом году США, Великобритания и Австралия подписали соглашение об обмене технологиями атомных подводных лодок и разработке нового класса лодок, а сейчас Вашингтон работает с Сеулом над координацией действий в ответ на потенциальную атомную атаку.

Политика Вашингтона в отношении ядерного оружия предусматривает возможность его применения, если сдерживание не сработает, хотя Пентагон заявляет, что будет рассматривать такую возможность только в экстремальных обстоятельствах. Он не предоставил конкретики.

Один китайский делегат «указал на исследования, в которых говорилось, что китайское ядерное оружие все еще уязвимо к американским ударам — его способность ко второму удару была недостаточной», — сказал Моррис.