ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Власенко без депутатского мандата: как отреагирует ЕС

Великая Эпоха

Не потеряет ли Украина шанс на сближение с Евросоюзом после лишения Сергея Власенко мандата и почему у оппозиционного политика забрали депутатские полномочия именно сейчас, рассказал Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» для Великой Эпохи.

Сергій Власенко. Фото: censor.net.u
Сергій Власенко. Фото: censor.net.u
— Владимир Вячеславович, какой будет реакция Евросоюза на лишение Сергея Власенко мандата?

В.Ф.: Ещё до решения суда были критические заявления и из европейских стран, и от некоторых депутатов Европарламента. Совершенно очевидно, что реакция будет критической. Другое дело — насколько критической?

Если не будет дальнейшего развития событий, я имею в виду или арест Власенко, или какие-то новые попытки лишить кого-то из оппозиционных депутатов мандата… это будет минусом, возможно ещё не таким, который перечеркнёт возможность подписания Соглашения с Европейским Союзом. Но совершенно очевидно, что это дело добавит аргументов для тех европейских политиков, которые выступают против подписания соглашения с Украиной. Поэтому, к сожалению, ситуация в этом смысле ухудшилась.

Но решение будет приниматься в июне, поэтому подождём дальнейшего развития событий.

Что касается самой ситуации, она является отражением сложного, противоречивого, иногда парадоксального характера украинской политики, когда действия в одном направлении противоречат действиям в другом направлении. И это уже не первый случай, когда внутриполитические конфликты мешают нашей внешней политике. Так уже было с делами Луценко, Тимошенко, сейчас ещё добавилось дело Власенко.

Совершенно очевидно, что дело Власенко связано с делом Тимошенко, является его продолжением. Власенко был, по сути, ключевой фигурой в команде защитников Юлии Тимошенко, он был главным связным, коммуникатором между Тимошенко и депутатской фракцией «Батькивщина», и сейчас фактически у Власенко эти функции выбиваются, он уже не может эффективно работать. Он может быть и дальше защитником, но вопрос в том, сможет ли он и дальше выполнять функции в таком же объёме, как раньше.

— Почему это дело возникло именно сейчас? Могли его поднять умышленно?

В.Ф.: Я не думаю, что это было сделано умышленно, чтобы ухудшить ситуацию с Европейским Союзом. Такие подозрения есть, безусловно, но думаю, что здесь просто логика одних политических действий не связана с другими политическими действиями. Здесь были другие намерения, сейчас начинается новое дело Тимошенко, я имею в виду по её причастности к убийству Щербаня, и я так понимаю, что его [дело] против Власенко готовили.

“  Я не думаю, что это было сделано умышленно, чтобы ухудшить ситуацию с Европейским Союзом. Такие подозрения есть, безусловно, но думаю, что здесь просто логика одних политических действий не связана с другими политическими действиями  ”

Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»
Мне кажется, что здесь сразу сложилось несколько факторов: парламентское большинство решило сделать такой «обратный удар»: если оппозиция требовала персонального голосования депутатов, исполнения конституции, то парламентское большинство сделало ставку на тему борьбы против совместителей. Они принесли в жертву одного из своих депутатов, который, я так понимаю, не особо желал работать в ВР, не посещал заседания.

Но тут уже сыграл другой фактор, поскольку у некоторых работников власти, в частности руководства прокуратуры был давний «зуб», давние претензии к Власенко, решили направить этот удар на лишение мандата именно против него. Из Власенко сделали такую показательную жертву. Таким образом, хотят запугать и других депутатов, продемонстрировать, что могут лишить мандата решением суда, но первой показательной и символической жертвой решили сделать его.

То, что это приведёт и к дестабилизации в парламенте, и к ухудшению отношений с Евросоюзом, в принципе, было очевидно. Но, возможно, для тех, кто планировал эту акцию, это не принципиально, потому что у нас разные ведомства очень часто действуют по собственной логике.

Ещё один мотив, который также мог приниматься во внимание — это, мол, если Евросоюз уже смирился с тем, что в тюрьме Тимошенко и Луценко, ничего страшного не будет, если там будет ещё и Власенко. Такая логика тоже могла быть. К сожалению, такая логика работает против европейской интеграции Украины, но надо понимать, что далеко не все представители украинской власти являются такими уж искренними сторонниками европейской интеграции. Они действуют по собственной логике, и эта логика, иногда, к сожалению, противоречит внешнеполитическим интересам Украины.