40 миллионов гривен — вдвое больше, чем в прошлом году, — выделили из государственного бюджета-2013 на работы с древними фундаментами Десятинной церкви в Киеве.
Информация о том, что над археологическими останками могут построить храм с музейной частью, обсуждается уже не первый год и вызывает многочисленные споры между представителями церковной общины, киевскими активистами и археологами. Какова позиция церкви в отношении создания на Старокиевской горе храма и музея? Её представители стараются не комментировать подобные вопросы.
Однако Великой Эпохе удалось получить комментарий у заместителя главы правления организации «Украина православная» Александра Жукова, который имеет отношение к возможному строительству. Ниже — взгляд «изнутри» в деле строительства храма и точка зрения церковника по этому вопросу.
— Будет ли строиться храм над останками Десятинной церкви?
А.Ж.: Если нас спрашивает государственная власть или люди, которые за это отвечают, мы говорим, «конечно, мы за». Но как я могу вам ответить на ваш вопрос «Будете ли вы строить»? Ведь вопрос в том, что строят по закону, который есть в государстве.
Я участвовал в первой — почти два года назад была в мае или апреле — комиссии, которая рассматривала проект. Фактически комиссия, которая закончила работу, состояла из 13 человек. 17 или 18 мая они проводили последнее заседание по этому поводу, которое подводило итог рассмотрения этих проектов. Они разделилось 50 на 50. Одна часть была за то, чтобы делать проект архитектора Миргородского [Андрея], он был без строительства храма, а один был со строительством храма.
И вот не знали, кому отдавать первенство. Встал Дёмин и говорит: «А вы знаете, один проект хороший с точки зрения церкви, которая стоит сверху, а другой проект красивый как музей. В одном проекте проработана верхняя часть, а в другом проекте проработана нижняя часть. И вот я предлагаю проголосовать за то, чтобы оба проекта были победителями». И я вам скажу, что все 100% членов, включая Целовальника [главный архитектор Киева], включая всех, кто были противниками этого, проголосовали за это решение.
Но прошёл один день всего лишь, и уже началось по-другому. Уже начал Целовальник отказываться, что «Как это можно, два несовместимых проекта…» Послушайте, вы же сами проголосовали.
Я это не в обвинение говорю, я говорю, что события, в которых участвуют люди, они всё равно атакуются Духом, который внутри у каждого человека есть.
На самом деле Целовальник был за проект — немножечко сдвинуть церковь с фундаментов Десятинной церкви, условно говоря, вглубь площади перед музеем. Но вопрос в том, если сдвигать эту церковь, то там ещё не начинались даже археологические работы. То есть для того, чтобы эти археологические работы выполнить, там нужно лет 10.
Поэтому сдвигать её вообще невозможно и нет смысла рассматривать этот вопрос: вы и одно не сделаете — не закроете эти фундаменты и не сделаете там музея, и не сдвинете церковь. То есть это отложить просто лет на 10 — ну, а с нашим планированием вы знаете, что значит отложить на 10—15 лет, это условно говоря, на следующее поколение.
Если бы вы видели, в каком виде оно находилось до того, как мы подняли этот вопрос, ведь его никто не поднимал. Как-то он поднимался при Ющенко. Накрыли её [церковь] стеллажом, пошёл снег — и она [конструкция] вся рухнула, и полтора года там просто мусорник был. Мало того, ведь археологи когда там работали, находили большое количество, несколько десятков, остатков костей, остатков черепов, одежды, в том числе священнической — может быть, это ещё защитников Киева. И оно так в мешках лежало, собаки ходили, пока мы не взяли это, не перемыли, не убрали, не складировали.
Поэтому если говорить о ЮНЕСКО, Винграновский разговаривал с их представителем: они требуют самого главного, чтобы сохранился и не был уничтожен тот памятник древней культуры, который есть. Вопрос в том, что любой проект с ними можно согласовать.
Александр Жуков, заместитель главы правления организации «Украина православная»
Археологов мы пытаемся удовлетворить, что давайте мы будем восстанавливать и будем музеефицировать, и для нас останки Десятинной церкви — это важно, важно их сохранить.
Современные технологии позволяют построить, никаких проблем не представляется, чтобы сохранить полностью эти фундаменты. Поэтому если говорить о ЮНЕСКО, Винграновский разговаривал с их представителем: они требуют самого главного, чтобы сохранился и не был уничтожен тот памятник древней культуры, который есть. Вопрос в том, что любой проект с ними можно согласовать. Можно внести какие-то изменения, но это нужно делать. Нельзя согласовать то, чего нет. Никто не говорит, что «давайте со всеми поругаемся, со всем миром, давайте всё уничтожим». Можно всё сохранить, и люди, для которых дорога музейная составляющая, древнерусская составляющая, будут приходить в музей.
Строительство — мы за него стратегически, а тактически мы за то, чтобы это строительство было принято нормальным, цивилизованным путём. То есть мы пришли к согласию, мы каким-то образом друг друга услышали. Ведь ничего не портится, ничего не нарушается, ничего не уничтожается.
Ведь вы посмотрите, на любых местах, если нужно построить любой дом в Киеве — никаких проблем. Люди повыступали месяц-другой, а всё равно его поставят. Но там, где имеют место вопросы столкновения Духов — не так просто это сделать.
Есть вопросы духовные, в которых я, как человек верующий, очень уверен. И эти вопросы духовные говорят о том, что храм там будет.
***
Впрочем, археологи о сотрудничестве с церковью говорят гораздо более скептически.
Читайте также: Строительство на фундаментах Десятинной продвигают тремя путями — депутат