ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Зерно, которое должно прорасти

Великая Эпоха
Или детский сад — это не место для хранения детей

Светлана Воробьева: Всё закладывается уже в маленьком возрасте, поэтому перед воспитателем стоит очень большая задача, очень серьёзная. Фото: Вячеслав Козлов/The Epoch Times
Светлана Воробьева: Всё закладывается уже в маленьком возрасте, поэтому перед воспитателем стоит очень большая задача, очень серьёзная. Фото: Вячеслав Козлов/The Epoch Times
В одном из предыдущих номеров мы говорили о том, как воспитывали детей наши предки. Сегодня нам хотелось бы продолжить разговор о воспитании в современном обществе. Как воспитывать? Какое дать образование? Где они, ориентиры? Где они, ценности жизни?

Зачастую, сегодня, средний ребёнок, в первые 5 – 6 лет жизни, является жертвой невежества, эгоизма или равнодушия своих родителей. Любящие родители часто заставляют сидеть своих детей тихо, в сторонке, иногда «подсаживают» на телевизор или компьютер, потому как родители слишком заняты своими делами, чтобы уделять ребенку время. Вред, наносимый детям в те годы, когда они податливы и легко внушаемы, зачастую непоправим. Последствия этого — испытываемые позднее в жизни боль и страдания.

Как это исправить?

Во-первых и прежде всего, надо пытаться обеспечить атмосферу, в которой могут расцветать и проявляться нужные качества ребёнка:

- Атмосферу любви, когда страх изгоняется и ребёнок понимает, что у него нет причин для застенчивости, робости или опасения. В этой атмосфере он встречает внимательное обращение, и от него ждут такого же внимания к другим.

- Атмосферу терпения, в которой ребёнок может нормально и естественно стать искателем света знания. Атмосферу, в которой он всегда уверенно встретит немедленный отклик на стремление узнать обстоятельные ответы на любые вопросы, без спешки или торопливости.

- Атмосферу упорядоченной активности, в которой ребёнок может начать учиться ответственности. Принятие на себя небольших обязательств и разделение ответственности служит мощным фактором в определении характера ребёнка и его будущей профессии.

- Атмосферу понимания, в которой ребёнок всегда уверен, что причины и мотивы его действия распознаются, и что взрослые всегда понимают мотивирующие его импульсы, хотя могут и не одобрять то, что он сделал или делает.

В действительности это редко встречается в семье, детском саду и школе.

И, тем не менее, мы окунулись в такую среду, попав в Санкт-Петербургский вальдорфский детский сад «Зёрнышко». Мы побеседовали с воспитателем Светланой Игоревной Воробьёвой и задали ей несколько вопросов.

- Светлана Игоревна, скажите, что такое для вас воспитание?

- Очень часто воспитание сводится к обучению, и это беда нашего времени. Мы считаем, что воспитание — это, прежде всего, сопровождение ребёнка. Очень бережное, очень тактичное сопровождение ребёнка, когда мы помогаем его становлению, прежде всего духовному.

- Существуют разные методики. Все ставят перед собой задачу — воспитать гармоничного человека. Как же вы этого добиваетесь?

- Прежде всего, мы создаем такую окружающую среду, которая способствует этому развитию. Большие требования при этом мы предъявляем именно к себе, именно к воспитателям и к людям, которые работают с детьми.

Сейчас, в нашем мире дети не могут наблюдать работу взрослого человека, потому что много различной техники, много приборов. Дети видят, что взрослые только нажимают кнопку на стиральной машине, но как это всё работает, зачем и почему — они не знают. Они не знают, откуда берётся хлеб.

Мы с детьми сажаем зёрнышки, дети видят, как они прорастают. Потом мы мелем муку, замешиваем тесто и делаем булочки. Фото: Вячеслав Козлов/The Epoch Times
Мы с детьми сажаем зёрнышки, дети видят, как они прорастают. Потом мы мелем муку, замешиваем тесто и делаем булочки. Фото: Вячеслав Козлов/The Epoch Times
В нашей группе мы с детьми весной сажаем зёрнышки, и дети видят, как они прорастают. Потом мы молотим зерно, делаем из него муку (есть у нас мельница), замешиваем тесто вместе с ними и делаем булочки. То есть весь этот процесс дети наблюдают.

- А чем ещё вы занимаетесь с детьми?

- Очень много разных рукоделий. Ребёнок до семи лет всё познает и развивается именно через движение. У него мышление не абстрактное. Когда детей стараются посадить за парты и навязать не понятное для них абстрактное мышление, это уже не воспитание, а дрессировка, которая не даёт глубокое знание.
 
Именно в этом возрасте, до семи лет, развиваются все внутренние органы. А чтобы они развивались правильно, мы не должны навязывать ребёнку какие-то движения, он должен двигаться естественно. Ребёнок хочет делать сам и хочет учиться сам. Это уже потом, после семи лет, когда у него выпадают молочные зубы и начинают расти постоянные, тогда он уже готов к тому, чтобы его кто-то учил.

- То есть, подражание — это естественный процесс?

- Да. И очень важно помнить о том, какую «пищу» мы даём ребёнку для подражания. Сидя перед телевизором, чему он подражает? Он ведет пассивную жизнь, не двигаясь, просто наблюдая какие-то плоские картинки. В то же время он видит там много примеров, неблагоприятных для его нервной системы. Вот эти вопросы взрослый человек должен себе задавать постоянно, постоянно об этом думать.

Дети, у которых богатый внутренний мир и много примеров для подражания, приходя в группу, начинают воплощать свою внутреннюю жизнь в игре. Эти дети — инициативные. А ребёнок, который просидел перед телевизором, не может ничем заняться. Ему очень сложно войти в игру, ему нечего воплощать; он много кричит, у него нервный срыв, какое-то напряжение внутри.

- А какие у вас игрушки?


- Мы используем только натуральные материалы для игрушек. Во-первых — они экологически чистые, здоровые; во-вторых — они имеют очень приятную форму, цвет и ощущения. Дерево, каштаны, ракушки, шишки, дары природы — такие игрушки не исчерпывают себя, каждый день дети делают из них что-то новое. Природный материал даёт огромную пищу для развития его творческого начала.

Кукол мы шьём своими руками, вкладывая в них душу, и ребёнок получает эту положительную энергию и заряд. Кукла, наполненная натуральной шерстью — мягкая, тёплая, с ней хочется играть. И потом, в этой кукле что-то не доделано; глазки, ротик только слегка намечены, либо их вообще нет. Но ребёнок их видит, домысливает, здесь играет его воображение. Если там будет отпечатано какое-то застывшее лицо, у которого выражение не меняется — эта кукла не живая. А наши — живые, ребёнок может в каждый момент представить, что она плачет или смеётся, что-то говорит.

Сегодня дети мало играют в куклы, и это тоже беда нашего времени. Дети сейчас играют в барби, но она уже взрослая, за ней не надо ухаживать. А кукла изначально была как малыш, как человек, которого нужно кормить, заботиться о нём, шить одежду. Куклы — это не только воспитание родительских качеств. По игре с куклами видно как ребёнок в будущем будет относиться к человеку вообще, насколько он будет внимателен, заботлив об окружающих и насколько будет при этом уверен в себе.
 
- Сложно ли быть вальдорфским воспитателем?

- Кто-то думает, что вальдорфским воспитателем быть очень легко. Педагог просто сидит, занимаясь каким-то рукоделием, а дети играют. Но это совсем не так. Ему приходится всё время следить за собой, как он это делает, тогда вокруг него собираются дети, которые хотят делать вместе с ним. Он постоянно наблюдает за ходом игры, может подать какую-то идею, что-то подсказать, но ни в коем случае не навязывать своё. 

Этот момент очень важен, на него нужно постоянно обращать внимание. Ведь если посмотреть на детей школьного возраста, многие из них безынициативны, многие нервные и агрессивные.

Многие обращают внимание только на материальные вещи, у них очень мало интересов, им не интересно ни учиться, ни жить.

Человечность…, мы потихоньку теряем её, превращаясь в людей-роботов, не чувствующих соседа, человека, который находится рядом, не можем сострадать ему, понимать его. Таких людей, которые действительно сочувствуют и понимают, очень мало. А ведь всё это закладывается уже в маленьком возрасте, поэтому, конечно, перед воспитателем стоит очень большая задача, очень серьёзная.

Наша встреча со Светланой Игоревной подошла к концу. Мы покидали  гостеприимные стены «Зёрнышка», сохраняя в душе тёплые чувства.

Вальдорфское образование, также известное, как Штайнеровское (основатель — Рудольф Штайнер), — образование, основанное на уважении к личности ребенка, на развитии у него мышления и сопереживания.


Галина Горбунова. Великая Эпоха