Недавно министерство финансов КНР сообщило, что за 8 месяцев этого года государственные доходы составили 5,68 трлн. юаней ($811 млрд.), что на 23,6% больше аналогичных прошлогодних показателей. Это намного превышает предполагаемый рост ВВП Китая в этом году – 10%.
Эта информация привлекла внимание многих аналитиков. Дело в том, что уже на протяжении 16 лет с момента реформ финансовой системы КНР, рост доходов правительства опережает рост ВВП Китая.
Если сравнить с другими странами, то, например, в 2007 году в США налоговые поступления составили 18% ВВП, в Японии финансовые доходы государства составляют менее 10% ВВП. В Германии доходы государства составляют 23% ВВП. Если взять показатели прошлогоднего ВВП Китая, то доходы правительства за первые три квартала этого года составили от него около 22%. Это соотношение в основном выше аналогичных показателей в США, Японии и Германии.
Аналитики прогнозируют, что на основании данных за последние 10 лет, в 2015 году государственные доходы КНР будут составлять 32% ВВП, в 2020 году – 40% ВВП, а в 2024 – 50% ВВП Китая. Однако если основываться на данных с 2003 года, когда эта разница начала резко увеличиваться, то уже в 2016 году она составит 50%, а в 2022 году – 100% ВВП Китая. То есть весь валовой внутренний продукт будет поглощён государством.
Каждый понимает, что такая ситуация невозможна. То есть за 12 лет, до 2022 года в Китае непременно произойдут перемены. Либо правительство сократит налоги и будет оставлять больше денег народу, либо вся экономическая финансовая система КНР рухнет.
Из этих двух вариантов, естественно, рационально выбрать первый. Только если власти снизят налоги, это даст частным компаниям пространство для существования, и позволит обществу и экономике продолжать двигаться вперед. Но может ли так произойти в действительности?
Доходы правительства КНР состоят в основном из трёх частей: налоговые сборы, прибыль государственных предприятий, доходы от продажи земли.
Налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета, они растут вместе с ростом экономики. В последние годы в Китае наблюдается тенденция, при которой государственное продвигается вперёд, а частное отступает назад. То есть госпредприятия непрерывно расширяются, опираясь на монополию государства на природные ресурсы, социальные ресурсы, а также привилегии в правах.
В связи с этим средние и мелкие частные предприятия постепенно отходят назад. В течение последних двух лет государственные предприятия КНР уже представляют угрозу для крупных предприятий с иностранным капиталом.
Продажа земли также является крайне важным источником пополнения казны.
Земля – это дефицитный ресурс, несмотря на то, что правительство имеет на неё все права, оно также должно действовать на основании законов и поступать в соответствии с контрактами. Но это то, что правительство должно делать по общепринятой логике. В Китае же эти принципы далеко не являются характерной особенностью.
Фактически, именно продажа земли является основной причиной того, что в КНР доходы государства растут быстрее, чем ВВП Китая. Расчёт тут идёт на сотни миллионов юаней (7 юаней = 1 доллар США), это затрагивает огромные финансовые прибыли.
Китайские власти насильно заставляют людей продавать им землю по низким ценам, также насильно переселяя их в другие районы, а потом по высоким ценам эту землю продают. Каждая пядь проданной государством земли пропитана кровью и слезами. Эти сделки дают значительный рост доходов государства в течение последних лет.
Некоторые китайцы описывают это так: «Каждая пядь родной земли – это пядь крови». По масштабам это значительно уступает ситуации, которая была во время японской оккупации, а по сути мало чем отличается от неё.
В этом году в канун Праздника Весны [14 февраля – прим. ред.] жители района Хуваньу города Чаншу провинции Цзянсу получили сообщение о том, что в течение 15 дней правительство заберёт государственную землю, на которой расположены их дома, для «использования в других целях».
Компания-застройщик подписала с местным земельным управлением договор, согласно которому первая имеет право на использование земли в течение 70 лет. Однако построенным на этой земле домам только 10 лет, а некоторые жильцы переехали туда только 4 года назад.
Известная экономист-аналитик Хэ Цинлянь называет это «женщина снова выходит замуж». Однако это очень мягкое сравнение. Я бы назвал это более точнее – «повторный грабёж». При такой форме доходов большие финансы неиссякаемым потоком вливаются в карманы чиновников. Как людям возвращать кредиты, которые они взяли на покупку жилья, которое у них уже забрали? Это мало беспокоит чиновников, стремящихся к созданию «гармоничного общества», потому что «кто же заставлял тебя родиться в Китае»?
Автор статьи Цзань Шань – экономический и политический обозреватель китаеязычной редакции The Epoch Times.