ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В новых учебниках для Гонконга Пекин переписал историю

Великая Эпоха
Студенты. (Anthony Kwan -Pool/Getty Images)

Власти Пекина начали в Гонконге кампанию «реформы образования». Так, в новых учебниках говорится, что «Гонконг никогда не был британской колонией».

Как сообщила гонконгская газета South China Morning Post, в четырёх комплектах учебников по гражданскому праву, одобренных для использования в Гонконге, чётко указано, что Гонконг никогда не был колонией, а также говорится, что китайское правительство никогда не признавало договор, по которому контроль над Гонконгом был передан Великобритании.

Англия оккупировала остров Гонконг во время Первой опиумной войны (1840 – 1842 гг.), а затем заключила с Пекином договор, дающий ей право управлять Новыми территориями в течении 99 лет. Действие договора закончилось 1 июля 1997 года, когда Великобритания передала Пекину контроль над Гонконгом.

После того, как власть в Китае захватила компартия, она назвала все территориальные соглашения, подписанные предыдущими правительствами с зарубежными странами, «неравноправными договорами». Теперь Пекин отказывается признавать эти договоры, подчёркивая, что дела Гонконга носят исключительно внутренний характер.

Новые учебные материалы были предоставлены гонконгским школам, чтобы те использовали их со следующего учебного года.

В новых учебниках также говорится, что масштабные протесты в Гонконге в 2019 году были спровоцированы исключительно «внешними силами». Эта риторика полностью повторяет мнение официального Пекина.

Китайское правительство расширило свой контроль над Гонконгом посредством различных мер, включая реформирование избирательной системы. Кроме этого Пекин обвинил школы Гонконга в разжигании инакомыслия, которое позже, по мнению властей, и переросло в протесты против коммунистической партии Китая (КПК).

После протестов 2019 года КПК пересмотрела учебную программу Гонконга, и начала проводить так называемые дни образования в области национальной безопасности, предупреждая школьников об ответственности за нарушение китайского законодательства и стимулируя учителей сообщать о нарушителях.

В «Учебной программе гражданского и социального развития и руководящих принципах оценивания» для 4–6 классов средних школ, утверждённой Бюро образования Гонконга год назад, говорится, что, так как многие темы по этому предмету связаны с историей и культурой, моральными нормами, правовыми принципами и т.п., учителя не должны стимулировать учащихся использовать метод «бинарной оппозиции», то есть обсуждать правильность изложенного материала.

В 1997 году, когда британское правление в Гонконге подходило к концу, социологи провели среди гонконгцев опрос, в результате которого 75 % респондентов сказали, что ситуация в Гонконге «станет хуже», и только 5 % выразили надежду на то, что она «станет лучше».

Согласно результатов переписи населения, в 1961 году из более чем 3,1 миллиона гонконгцев 50,4 % родились в материковом Китае и только 47,7 % были уроженцами Гонконга.

В 1964 году газета The New York Times писала, что в Гонконг хлынули миллионы беженцев из материкового Китая. То есть подавляющее большинство населения Гонконга в то время составляли беженцы и иммигранты, которые бежали от притеснений в коммунистическом Китае, чтобы найти лучшую жизнь в британской колонии.

По материалам NTD