Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) одобрило план институциональных реформ Госсовета, который усилит контроль со стороны компартии во многих областях. Эксперты считают, что это знаменует собой конец эпохи реформ и открытости в Китае.
Согласно плану, представленному на рассмотрение ВСНП 7 марта, генсек КНР Си Цзиньпин готовится к проведению всесторонней реорганизации государственных учреждений. Китайское правительство сформирует новых регуляторов для надзора за многими областями национальной финансовой системы, а также за использованием данных и связанных с ними цифровых технологий.
В тот же день заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП Сяо Цзе пояснил, что в ходе институциональных реформ необходимо «твёрдо отстаивать авторитет и централизованное руководство Центрального комитета партии». 10 марта этот пакет реформ ожидаемо был принят на сессии ВСНП.
Как сообщает издание Wall Street Journal, начав «реформы» на Всекитайском собрании народных представителей, Си ещё раз подчеркнул лидерство партии во всех аспектах государственного управления. Эти «реформы» прокладывают путь к тому, чтобы партия могла ещё более непосредственно контролировать финансовый и технологический секторы страны.
Прошлые премьеры КНР имели большое влияние на китайскую экономику. Так, премьерство Чжу Жунцзи позволило упорядочить государственный сектор и способствовало развитию относительно открытого рынка. Однако функции нового премьера Ли Цяна будут становиться всё более формальными, поскольку за последнее десятилетие Си Цзиньпин значительно ужесточил контроль партии над экономикой.
Согласно плану реорганизации, центральному банку Китая, скорей всего, теперь придётся выполнять приказы не только партийного центра, но и местных партийных комитетов. Это ещё один шаг под руководством Си, направленный на ослабление автономии центрального банка. То есть Си возвращает центральный банк к состоянию, в котором он был до реформ Чжу Жунцзи.
В сообщении издания говорится, что на прошлой неделе все ясно видели, как Си постепенно ниспровергал основы модели управления, установленной Дэн Сяопином. В эпоху Дэна было предоставлено больше возможностей для частного бизнеса и делался акцент на разделении партии и правительства. Однако Си значительно сузил пространство для частного предпринимательства и поставил партию во главе с собой в центр китайского общества. Становится всё более очевидным, что нынешние перемены в стране под руководством Си знаменуют собой конец четырёх десятилетий реформ и открытости в Китае и несут значительную неопределённость.
По мнению экспертов, подход Си заключается не в том, чтобы ослабить единство партии и правительства, а в том, чтобы наоборот укрепить его.
Ричард МакГрегор, старший научный сотрудник Института Лоуи, австралийского аналитического центра по внешней политике, считает, что разделение партии и правительства было ключевым в эпоху реформ в Китае.
«Си Цзиньпин давно говорил, что разделение [партии и правительства] является излишним. Теперь мы видим, как его взгляды претворяются в жизнь», ― пояснил МакГрегор.
Последствия замены правительства партией могут быть пагубными и тому уже есть примеры в истории КНР. Так, во времена Мао Цзэдуна все решения принимали партийные комитеты, а не профильные учреждения. Результаты этого были катастрофическими. Они привели к ошибочным политическим движениям, например, таким как «Большой скачок», после которого в стране начался голодомор, унёсший жизни минимум 15 миллионов человек.
«Си Цзиньпин восстанавливает большую часть маоистской модели, в которой партия управляет экономикой, а идеологическая лояльность превосходит профессионализм», — сказала Сьюзан Ширк, председатель «Китайского центра 21 века» в Калифорнийском университете в Сан-Диего.
Агентство Reuters сообщило, что институциональные реформы Си постепенно изменили структуру управления внутри партийно-государственной системы в сторону более жёсткой вертикали власти, и что теперь в руках Си сосредоточено гораздо больше полномочий.
«Общая тенденция, которую мы наблюдаем, заключается в том, что партия продолжает постепенно въедаться в Государственный аппарат», — считает Вен-Ти Сунг, политолог из Австралийского национального университета.
По материалам Epoch Times