ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Сейсмологи знали о приближении разрушительного землетрясения в Таншане

Великая Эпоха
В 8.00 утра 20 апреля 2013 года в городе Лушань провинции Сычуань произошло землетрясение магнитудой 7,0 баллов. (Image: via Public Domain)

В 8.00 утра 20 апреля 2013 года в городе Лушань провинции Сычуань произошло землетрясение магнитудой 7,0 баллов. Старый уездный город Лушань сильно пострадал, и большинство старых черепичных домов разрушились. Ужасно, что другое землетрясение произошло менее чем через пять лет после землетрясения в Вэньчуане в провинции Сычуань.

Люди снова были застигнуты врасплох, поскольку не было официального предупреждения о землетрясении, приближающемся к этому району. Китайские сейсмологи уже давно утверждают, что прогнозирование землетрясений является глобальной проблемой, и по их заключению «они непредсказуемы».

Землетрясение в Таншане было точно предсказано

Однако до этого землетрясение в Таншане, которое потрясло мир 28 июля 1976 года, было «точно предсказано до катастрофы». Эта информация стала известна миру в книге «Таншаньское предупреждение», написанной Чжан Цинчжоу после длительного периода исследований и расследований.

Первым человеком, который предсказал неизбежность Таншаньского землетрясения, был Ма Сижун, синоптик сейсмической станции Кайлуань Мацзягоу. Начиная с 28 мая 1976 года, Ма Сижун обнаружил, что значение электрического сопротивления земли, которое было стабильным, начало стремительно падать. Он активизировал свои наблюдения и расчеты, наблюдая за изменениями в подземных водах и животными. Чтобы быть осторожным, Ма Сижун связался с другими сейсмическими станциями и в конце концов подтвердил, что результаты мониторинга были правильными.

6 июля Ма Сижун официально уведомил Государственное сейсмологическое бюро и Сейсмологическое бюро провинции Хэбэй о чрезвычайном прогнозе мощных землетрясений в ближайшей перспективе.

Официальные власти не хотели ничего слышать о Таншане

То, что предупреждение Ма Сижуна не было услышано и к нему не прислушались «большие люди», было полной халатностью. После восьми дней промедления, 14 июля Государственное сейсмологическое управление с опозданием прислало двух экспертов, ответственных за геоэлектрику, из Управления анализа и прогнозирования. Они проверили оборудование и линии, а затем указали, что причиной падения геоопоры стало физическое вмешательство.

Рассмотрим разговор, записанный в «Протоколе предупреждения о землетрясении в Таншане», между Ма Сижуном и экспертами Государственного сейсмологического управления.

Государственный эксперт: Если мы допустим ваше мнение, не будет ли Таншань разрушен во время землетрясения?

Ма Сижун: Это моя точка зрения.

Государственный эксперт: Если это будет большое землетрясение, то перед ним должно произойти много малых землетрясений.

Ма Сижун: А что, если сначала произойдет большое землетрясение, а за ним начнется серия меньших?

Государственный эксперт: Такого землетрясения в мире еще никогда не было.

Ма Сижун: Хоутуцяо в Чанли — это специализированная сейсмическая станция. Почему форма кривой так совпадает с данными нашей станции за последние два месяца?

Государственный эксперт: Внутренние и внешние траектории сейсмической станции Хоутуцяо очень хаотичны, и сейчас они не признают, что это ненормально.

Ма Сижун: А как насчет нашей сейсмической станции?

Государственный эксперт: Хорошо. Я пришлю вам некоторую информацию позже. Пожалуйста, внимательно изучите ее.

Перечитывать этот диалог сегодня очень интересно и одновременно эмоционально. Эксперты всегда привыкли сидеть сложа руки, спорить и делать все согласно нормам книжек, давления коллег, страха, официоза или оглядываясь через плечо, чтобы защитить свои собственные интересы.

Предположим, что они могли бы принять во внимание элементарный здравый смысл и реальность, тщательно изучить и взвесить разнообразные и очевидные аномалии, предсказанные Ма Сижуном. Остались бы сотни тысяч жителей Таншана сидеть, сложа руки, и ждать, когда придёт смерть в виде землетрясения?

Ма Сижун обращается с последней и отчаянной просьбой

Произошло нечто еще более удивительное. 26 и 27 июля земное электрическое сопротивление в Таншане снова резко упало. После долгих раздумий, в 18:00 27 июля Ма Сижун снова поднял трубку и сообщил сейсмологическому отделу Кайлуанского горнодобывающего бюро прогноз сильного землетрясения.

В это время до землетрясения в Таншане оставалось всего 9 часов. Однако тревогу Ма Сижуна как всегда проигнорировали чиновники, которые пренебрегали своими обязанностями. Человеческая трагедия, которую редко можно увидеть в мире, наконец постигла Таншань, уничтожив сотни тысяч жизней и имущества. (Избранные произведения, выпуск 1, 2006)

После землетрясения в Таншане фактические данные, точно предсказанные Ма Сижуном, хранились под грифом «секретно» более 20 лет. Лишь нескольким людям было разрешено узнать правду о катастрофе.

Сильное землетрясение в Таншане произошло около 3.00 утра 28 июля 1976 года, убив сотни тысяч людей в одно мгновение. (Image: via Public Domain)

Жители округа Цинлун спаслись милосердным бегством

Сильное землетрясение Таншань произошло около 3.00 ночи 28 июля 1976 года, в одно мгновение унеся жизни сотен тысяч людей. Однако из-за чрезвычайного стечения обстоятельств в соседнем маньчжурском автономном уезде Цинлун, граничащем с таншаньским Цяньанем, землетрясение повредило более 180 000 домов, из которых более 7 300 обрушились. Погибших не было, за исключением одного человека (из 470 000), который погиб непосредственно от землетрясения. Этот милосердный результат был полностью обусловлен наукой передового прогнозирования землетрясений и эффективными мерами по предотвращению землетрясений, предпринятыми заинтересованными и старательными чиновниками в округе Цинлун.

Герои Цинлун: Ван Чуньцин и Жань Гуаньци

В середине июля 1976 года Ван Чуньцин, который отвечал за работу по изучению землетрясений в Научно-технической комиссии уезда Цинлун, принял участие в Национальной конференции по изучению землетрясений в Таншане. На встрече Ван Ченминь, эксперт Управления анализа и прогнозирования Государственного сейсмологического управления, заявил, что в ближайшие год-два в Северном Китае могут произойти мощные землетрясения магнитудой 7,0 и выше.

Согласно данным о землетрясениях, собранным в разных местах, в регионе Пекин-Тяньцзинь-Таншань-Бохай было зафиксировано семь значительных аномалий, и в период с 22 июля по 5 августа могут произойти новые землетрясения. Ван Чуньцин, узнав об этом, поспешил вернуться в округ Цинлун, чтобы доложить руководству. Жань Гуаньци, тогдашний секретарь уездного комитета компартии Цинлун, выдержал давление чиновников, пошёл на значительный риск, он решил доложить Постоянному комитету уездного комитета компартии и распространить экстренный прогноз землетрясения для всего уезда.

Предложенные и реализованные чрезвычайные меры

Вечером 24 июля 1976 года уездный комитет партии Цинлун провел заседание постоянного комитета. На следующий день директор Научно-технической комиссии, доверенный окружным комитетом партии, выступил с докладом о неизбежном землетрясении на собрании более 800 кадров на окружном уровне. На собрании было решено, что каждая коммуна отправит домой по два работника, которые возьмут на себя ответственность за предотвращение землетрясения! В то же время, на собрании также было предложено следующее:

  • До 26 июля все должны быть оповещены о землетрясении.
  • Сотрудники должны оставаться на своих рабочих местах в офисе, им не разрешается оставаться дома или заниматься личными делами.
  • Немедленно начать работу по предупреждению землетрясения и информированию населения.
  • Каждая коммуна и каждая деревня должны создать штаб по ликвидации последствий землетрясения для передачи информации соседним муниципалитетам.
  • Обеспечить круглосуточную связь, отчетность и патрулирование, а также поддерживать контакт с соседними уездами.
  • Использовать различные методы оповещения: радиовещание, объявления на рабочих местах, телефонное оповещение, доски объявлений.
  • Держать двери и окна открытыми; не готовьте и не ешьте в доме; если возможно, ночуйте на открытом воздухе в сейсмостойком навесе.

26 июля в 8 часов утра все сотрудники из 43 коммун уезда Цинлун прибыли на свои посты. Весь уезд Цинлун находился в состоянии готовности к землетрясению. Объявления о землетрясении повторялись по всем деревням, везде можно было найти простые сейсмостойкие навесы, а сельские патрульные команды дважды в день проверяли готовность к землетрясению.

27 июля, накануне катастрофы, команда исследователей землетрясения средней школы округа Цинлун обнаружила, что многие ласки нетипично бегали днем, и в этот день они достигли апогея. Маленькие черные жучки, которые обычно лежат на дне воды, плавали туда-сюда по поверхности воды. Все признаки предвещали неминуемую катастрофу.

Жань Гуаньци приказал округу оказать помощь «всеми силами»

Вечером 27 июля громкоговоритель округа Цинлун передал сигнал тревоги о землетрясении. Жань Гуаньци сидел в палатке и приказал всему уезду помогать в ликвидации последствий землетрясения всеми силами… Так жители Цинлуна избежали катастрофы Таншаньского землетрясения.

После землетрясения в Таншане Цинлун на некоторое время стал тыловым госпиталем Таншана и спас жизни многим раненым и травмированным людям.

После землетрясения в Таншане Цинлун на некоторое время стал тыловым госпиталем Таншана и спас жизни многим раненым и травмированным людям. (Image: via Public Domain)

Признание Организации Объединенных Наций

В 1996 году доктор Коул, официальный представитель ООН, вручил Жану Гуаньке памятную медаль от имени Организации Объединенных Наций. Статья 16 «Закона КНР о предупреждении землетрясений и смягчении последствий стихийных бедствий» предусматривает, что государство внедряет единую систему обнародования прогнозов землетрясений. При этом ни одна административная единица, исследовательское подразделение, станция наблюдения, ученый или любое лицо, относящееся к системе прогнозирования землетрясений, не имело права обнародовать информацию о прогнозах землетрясений.

Бросили вызов закону и спасли своих людей

С точки зрения статьи 16, Ван Ченминь нарушил закон и героически поднял тревогу, чтобы спасти свой народ от фатальных ужасов землетрясения. Так же и Жань Гуаньци, как секретарь уезда, целенаправленно не подчинился тому же закону и взял на себя личный риск и ответственность, чтобы спасти свой народ от катастрофы.

Однако в обществе, где чёрное и белое поменялись местами, Ван Чэнминь, как сейсмолог, осмелился говорить правду. При этом Жань Гуаньци не учел политические последствия, с уважением отнёсся к научным данным и поставил на первое место жизни людей. Такие эксперты и государственные служащие заслуживают наивысшего уважения в мире. Они — герои, которые бросили вызов бессмысленному законодательству компартии и спасли жизни бесчисленного количества людей.

Моральный вакуум остается

Пока проходит драгоценное время для усвоения уроков, были ли сделаны какие-то выводы за это время? Разрушительная катастрофа 48-летней давности повторилась. Разрушительные землетрясения Вэньчуань и Яань снова повернули развитие событий в том же русле. Почему эти трагедии произошли так неожиданно и так быстро? Действительно, существовали сильные сигналы и предвестники.

После десятилетий непрерывного научно-технического прогресса, можно ли считать, что официальные возможности Китая по прогнозированию землетрясений так сильно отстают от него? Или же у нас больше нет экспертов в стиле Ван Ченмина, которые осмеливаются говорить правду, рискуя своей карьерой?