10 марта тибетцы будут отмечать годовщину неудачного восстания 1959 года, в результате которого Далай-лама и тысячи его последователей перешли через заснеженные гималайские перевалы в соседнюю Индию, чтобы создать правительство в изгнании.
Харизматичный духовный лидер отошел от политического руководства тибетским народом в 2011 году, передав "факел" правительству, выбранному демократическим путем тибетцами, проживающими за рубежом. В 2021 году Пенпа Церинг, родившийся в Индии в 1967 году, был избран сикьонгом или главой правительства в изгнании, вторым в истории Тибета.
Китай восстановил контроль над Тибетом после вмешательства Народно-освободительной армии в 1950 году. "Если вы посмотрите на политику китайского правительства сегодня, оно угнетает нас, медленно душит как питон", — сказала Пенпа Церинг агентству AFP.
Хотя сикьонг признает, что его задача "попытаться разрешить китайско-тибетский конфликт" может показаться непосильной, этот буддист имеет долгосрочное видение. "Ничто не вечно", — говорит он, безмятежно сидя в своем кабинете. "Этот мир знал много империй, и все империи пали", — напоминает он.
Многие беспокоятся о состоянии здоровья Далай-ламы. Человек, который олицетворяет Тибет, значительно сократил свои поездки за границу.
"Он прекрасно осознает свою смертность. Однажды он умрет, это факт", — добавляет Пенпа Церинг. "Но, конечно, нам хочется надеяться, что дело Тибета будет решено еще при жизни Далай-ламы".
По его мнению, тибетскому духовному лидеру осталось жить еще несколько десятилетий. "Его Святейшество говорил, что не потерял ни одного зуба и будет жить долго", — вспоминает он. "Его Святейшество постоянно повторяет, что доживет до 113 лет".
Тибетцы верят, что Далай-лама — это 14-я реинкарнация духовного лидера их страны. Но многие опасаются, что Пекин назначит его преемника, вопреки древним буддийским традициям. Далай-лама заявил, что "не следует признавать кандидата, выбранного в политических целях", намекая на возможные замыслы Китая.
Пенпа Церинг признается, что иногда отправляется на горную границу Индии, чтобы поразмышлять о земле своего рождения, которую ему так и не удалось посетить. Он не стремится добиться полной независимости Тибета, а придерживается политики "срединного пути", которую давно проводит Далай-лама, считая, что требовать большего, чем автономия, было бы самоубийством.
С другой стороны, Далай-лама всегда отказывался признавать, что Тибет исторически был частью Китая, на чем настаивает Пекин. По словам Пенпы Церинга, который продолжает защищать права семи с лишним миллионов тибетцев, находящихся под контролем Китая, "непрямые" контакты с Пекином будут продолжаться. Потому что "если нет надежды, то и само дело проиграно".
По материалам The Epoch Times