В октябре нынешнего года планируется проведение ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая (КПК). Изменения в руководстве партии будут определять политическое направление КНР в ближайшие пять лет. В настоящее время внимание наблюдателей привлекло неписаное правило КПК, которое обычно определяет, кто останется, а кто должен будет выйти из Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК по причине возраста. Интрига заключается в том, будет ли это правило нарушено в результате обостряющейся перед съездом внутрипартийной борьбы.
Негласное правило «7 остаётся, 8 уходит» было введено 25 лет назад и никогда не нарушалось. Согласно ему, те члены Постоянного комитета, которые достигли возраста 68 лет, должны покинуть свой пост, а те, кому исполнилось 67 лет, могут оставаться.
Нынешний Постоянный комитет ЦК КПК состоит из семи членов:
Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин: родился в июне 1953 года, 69 лет.
Премьер-министр Ли Кэцян: родился в июле 1955 года, 67 лет.
Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу: родился в августе 1950 года, 72 года.
Председатель Национального комитета Народного политического консультативного совета Китая Ван Ян: родился в марте 1955 года, 67 лет.
Секретарь Секретариата ЦК Ван Хунин: родился в октябре 1955 года, ему будет 67 лет.
Секретарь Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины Чжао Лэцзи: родился в марте 1957 года, 65 лет.
Первый вице-премьер Госсовета Хань Чжэн: родился в апреле 1954 года, 68 лет.
Согласно правилу «7 остаётся, 8 уходит», трое членов ПК должны уйти: Си Цзиньпин, Ли Чжаньшу и Хань Чжэн.
Однако большинство наблюдателей уверены, что на Си Цзиньпина это правило не распространится. В 2017 году на ХIХ Съезде КПК Си не выдвинул своего преемника, как это делалось всегда раньше после пяти лет пребывания в своей должности генсека. В 2018 году Си внёс поправку в конституцию, отменив тем самым положение о том, что срок полномочий генсека и вице-председателя не может превышать 10 лет. Всё это говорит о том, что Си Цзиньпин заложил для себя основу, чтобы остаться у руля партии, несмотря на возраст.
Внешние наблюдатели в целом сходятся во мнении о том, что на ХХ Съезде КПК Си Цзиньпин будет переизбран на следующий срок.
По словам Ли Лин, преподавателя китайской политики в Венском университете, она ожидает, что сам Си будет исключением из возрастного ограничения, но при этом он обеспечит соблюдение этого негласного правила для других.
Ли Чжаньшу и Хань Чжэн скорее всего выйдут из Постоянного комитета.
Негласное правило «7 остаётся, 8 уходит» не прописано ни в каких официальных документах КПК. По мнению старшего исследователя из Института политики азиатского общества Кристофера Джонсона, КПК считает, что установленные ею правила вообще не ограничиваются законами.
«В отличие от политических партий в западных парламентах или конституционных системах, КПК считает, что она не ограничивается рамками конституции или же законов. Сама конституция КНР практически не ограничивает власть верховного правителя», — написал Джонсон 4 августа в отчёте, представленном организацией «Азиатское общество».
Он также рассказал, что неофициальное ограничение по возрасту для высших руководителей КПК было впервые введено на XV Съезде партии в 1997 году, когда в качестве предела был установлен возраст 70 лет. В 2002 году на XVI Съезде возрастной предел был снижен до 68 лет. Этому правилу следовали на двух следующих партийных съездах.
Что касается Ли Кэцяна, одного из лидеров-выходцев из комсомола в правящей группе КПК, то пока вся информация, которую могут подтвердить наблюдатели, относится к его заявлению о том, что он уйдёт с поста премьер-министра.
После традиционного накануне Съезда непубличного совещания партийной элиты в Бэйдайхэ, которое прошло в августе, официальные СМИ КПК сообщили, что Си Цзиньпин и Ли Кэцян отправились в разные регионы «с инспекцией».
Есть мнение о том, что даже если Ли Кэцян и уйдёт с поста премьера, он может остаться в верхушке партии и занять должность председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.
Бонни Глейзер, директор азиатского направления из аналитического центра Немецкий фонд Маршалла, сообщила новостному веб-сайту Axios, что целью Си этой осенью является «включение своих людей в Постоянный комитет Политбюро».
На совещание в Бэйдайхэ приехали высокопоставленные чиновники КПК, в том числе и ветераны партии. Наибольшее внимание наблюдателей привлекли «консультации» по основным кадровым назначениям, которые планируется озвучить на предстоящем Съезде КПК.
Есть признаки того, что новым членом ПК станет Ху Чуньхуа, высокопоставленный чиновник-выходец из комсомола. После того, как Си Цзиньпин стал генсеком в 2012 году, он постепенно продвигал своих людей на важные посты в партии и правительстве, и власть «фракции комсомольцев» сильно ослабла. Ху Чуньхуа считался преемником Ху Цзиньтао. Он также был кандидатом в члены ПК Политбюро ЦК на ХIХ Съезде, но тогда ему не удалось войти в комитет, однако удалось сохранить членство в Политбюро, и занять пост вице-премьера Госсовета.
Другой возможный кандидат в члены ПК — Чэнь Миньэр, секретарь горкома партии города Чунцина, считается близким соратником Си Цзиньпина и даже рассматривался как возможный преемник Си.
Ещё одним потенциальным кандидатом в ПК является другой верный соратник Си — Ли Цян, секретарь Шанхайского горкома партии. Однако после двухмесячного карантина в Шанхае, который сильно ударил по экономике города, карьера Ли Цяна стала лакмусовой бумажкой того, как борьба с COVID-19 повлияет на продвижение по службе китайских чиновников.
Следующий возможный кандидат в ПК — 59-летний Дин Сюэсян, начальник Канцелярии ЦК КПК. Дин также является соратником Си Цзиньпина, в частности, он сопровождал генсека в поездках в Гонконг и Синьцзян.
По материалам Epoch Times