Во вторник ООН осудила глубоко институционализированную систему принудительного труда в Северной Корее, которая в некоторых случаях может быть приравнена к рабству — преступлению против человечности.
В своем докладе Управление Верховного комиссара ООН по правам человека подробно описывает, как жители этой страны, затворнически живущие под игом диктаторского режима, «контролируются и эксплуатируются обширной системой принудительного труда на нескольких уровнях».
«Свидетельства, содержащиеся в этом докладе, дают шокирующее и ужасающее представление о страданиях, причиняемых принудительным трудом, как с точки зрения его масштабов, так и уровня насилия и бесчеловечного обращения», — говорится в заявлении Верховного комиссара Фолькера Тюрка.
«Эти люди вынуждены работать в невыносимых условиях, часто в опасных секторах, без оплаты, без выбора, без возможности уйти, без защиты, без медицинской помощи, без отпуска, без еды и без жилья», — сказал он. Многие из них регулярно подвергаются избиениям, а женщины «постоянно подвергаются риску сексуального насилия».
При составлении этого доклада Управление Верховного комиссара по правам человека опиралось на различные источники, включая 183 интервью, проведенных в период с 2015 по 2023 год с жертвами и свидетелями, которым удалось бежать из Северной Кореи и проживать за границей.
«Если мы не выполняли дневную норму, нас били и сокращали наш рацион», — рассказывает одна из жертв.
Доклад, опубликованный группой следователей ООН десять лет назад, зафиксировал принудительный труд среди других широко распространенных нарушений прав в Северной Корее, включая казни, изнасилования, пытки, преднамеренное голодание и содержание 120 000 человек в сети тюремных лагерей.
В докладе, опубликованном во вторник, основное внимание уделяется институционализированной системе, включающей шесть различных видов принудительного труда, в том числе в местах лишения свободы и во время минимального 10-летнего военного призыва. Существуют также обязательные работы, назначаемые государством, и использование революционных «ударных бригад», или групп граждан, организованных государством и принуждаемых к «тяжелому ручному труду», часто в строительстве и сельском хозяйстве, говорится в новом документе. Есть и другие формы принудительной мобилизации, например, отправка рабочих за границу — источник иностранной валюты, который всегда строго контролируется.
Эта система «служит государству средством контроля, мониторинга и индоктринации населения», — подчеркивают в ООН.
«В некоторых случаях уровень контроля, тип обращения и степень эксплуатации людей, подвергающихся принудительному труду, могут быть равносильны "владению", — говорится в докладе, — что может представлять собой преступление против человечности».
Самые серьезные опасения связаны с местами заключения, где жертвы принудительного труда вынуждены систематически работать под угрозой физического насилия и в нечеловеческих условиях, отмечает ООН.
После окончания учебы или военной службы каждый северокореец получает от государства рабочее место, которое диктует ему, где он должен жить. Это система, которая отвечает всем критериям «институционализированного принудительного труда в стране».
ООН призывает Северную Корею «покончить с принудительным трудом во всех его формах», «покончить с рабством и практикой, похожей на рабство» и «отменить использование детского труда».
Доклад также призывает международное сообщество «обеспечить строгую должную осмотрительность при любом экономическом взаимодействии» с Северной Кореей и гарантировать, что любая работа, выполняемая северокорейцами за рубежом, «носит добровольный характер, адекватно оплачивается работниками и выполняется в достойных условиях труда». В докладе содержится призыв к Совету Безопасности ООН привлечь Международный уголовный суд.