Агентство разведки Южной Кореи сообщило во вторник, что высокопоставленный северокорейский дипломат, работающий на Кубе, бежал в Южную Корею. Это последнее дезертирство представителей правящей элиты КНДР, вероятно, навредит усилиям Ким Чен Ына по укреплению своего лидерства.
Национальная разведывательная служба (NIS) заявила, что сообщения СМИ о дезертирстве советника по политическим вопросам Северной Кореи на Кубе соответствуют действительности. Ранее во вторник южнокорейская массовая газета Chosun Ilbo сообщила, что дипломат Ри Иль Кю бежал в Южную Корею вместе с женой и детьми в ноябре.
Chosun Ilbo цитирует слова Ри, сказанные в интервью газете, о том, что он решил бежать из-за разочарования в политической системе Северной Кореи, несправедливой оценки работы министерством иностранных дел Пхеньяна и неодобрения министерством его надежд посетить Мексику для лечения нервного расстройства. Он сказал, что в больницах на Кубе нет необходимого медицинского оборудования для лечения его болезни.
Северная Корея не сразу отреагировала на заявление о дезертирстве Ри. Раньше КНДР обвиняла Южную Корею в похищении или склонении к дезертирству. Она также назвала некоторых перебежчиков предателями или преступниками, которые бежали, чтобы избежать наказания.
Ри дезертировал до того, как Южная Корея и Куба установили дипломатические отношения в феврале. Это событие, по мнению экспертов, нанесло политический удар по Северной Корее, чья дипломатическая позиция во многом зависит от небольшого числа союзников времен холодной войны, таких как Куба.
В докладе Chosun говорится, что до своего дезертирства Ри участвовал в попытках помешать Кубе открыть дипломатические отношения с Южной Кореей. В докладе говорится, что Ри получил благодарность от Ким Чен Ына за свою роль в переговорах с Панамой, которые привели к освобождению судна, задержанного в 2013 году за якобы перевозку запрещенных предметов, таких как ракеты и детали истребителей. В докладе говорится, что Ри в то время был третьим секретарем посольства Северной Кореи на Кубе.
Около 34 000 северокорейцев дезертировали в Южную Корею, чтобы избежать экономических трудностей и политического давления, в основном с конца 1990-х годов. Большинство из них — женщины из более бедных северных регионов. Однако в последнее время число работающих высокообразованных северокорейцев, бежавших в Южную Корею, неуклонно растет.
«Это дезертирство высокопоставленного чиновника наносит Северной Корее еще больший вред, поскольку Ри играл важную роль в представлении интересов Пхеньяна в Гаване», — сказал Лейф-Эрик Исли, профессор международных исследований в Университете Ewha Womans в Сеуле.
«Режим Кима, несомненно, принимает меры, чтобы усложнить дезертирство дипломатов за рубежом, но усиление репрессий, скорее всего, приведет к дальнейшей изоляции Пхеньяна и может способствовать еще большему числу дезертиров», — сказал Исли.
Мун Сон Мук, эксперт сеульского Корейского исследовательского института национальной стратегии, считает, что новости о дезертирстве высокопоставленных лиц, подобных Ри, распространятся среди северокорейских дипломатов и других лиц, что может нанести серьезный удар по Киму — хотя это вряд ли приведет к краху режима в ближайшее время.
Самый громкий случай дезертирства за последние годы произошел в 2016 году, когда в Южную Корею прибыл Тхэ Ёнхо, занимавший в то время пост министра в северокорейском посольстве в Лондоне. По его словам, он решил бежать, потому что не хотел, чтобы его дети жили «несчастной» жизнью в Северной Корее, а также впал в «отчаяние» из-за казней чиновников и стремления Кима к созданию ядерного оружия. Тхэ был избран в парламент Южной Кореи в 2020 году.
В 2019 году в Южную Корею прибыл исполняющий обязанности посла Северной Кореи в Италии Чо Сон Гиль. Также в 2019 году в Южную Корею вместе с семьей прибыл исполняющий обязанности посла Северной Кореи в Кувейте.