На картинах украинских художников и в произведениях украинских классиков можно нередко встретить такое понятие, как «чумаки». Также любой украинец слышал выражение «чумацкий шлях». Кто же такие эти чумаки и почему в их честь назвали шлях?
Чумаками в дореволюционное время назывались торговцы солью. Причём они не просто торговали, а и перевозили соль из мест ее добычи, главным образом из Крыма, Приазовья и восточной Украины, в центральные и северные регионы Украины.
Первые упоминания о чумаках встречаются в документах XVII века. Соль в те времена была стратегически важным продуктом, ведь в старину она была единственным способом консервации. Поэтому те регионы, где соли не было, нуждались в логистическом решении проблемы. Тут и пришли на помощь чумаки, которые увидели в перевозке соли неплохой источник дохода.
Чумацкие караваны, состоящие из воловьих упряжек и повозок, нагруженных солью, постоянно бороздили бескрайние степи Украины. По сути, чумаки были прообразом современных дальнобойщиков.
Обычно чумаки отправлялись в путь ранней весной. При этом временем отъезда выбирали вечер, чтобы первую ночёвку провести недалеко от дома, тогда при необходимости они могли вернуться за забытыми вещами. В разъездах чумаки были обычно до поздней осени.
Чумачество было не просто торговлей, а образом жизни, полным опасностей и трудностей. Чумаки сталкивались с проблемами дальних дорог, нападениями разбойников, непогодой и болезнями. Кстати, чтобы не подхватить в дороге какую-нибудь заразу, чумаки нередко обмазывали свою одежду дёгтем, что придавало им чумазый и слегка неряшливый вид. Возможно, именно поэтому их и прозвали чумаками.
Чтобы уберечься от разбойников, чумаки ездили группами, в которых выбирали атамана, а также обязательно брали с собой оружие. При угрозе нападения они сооружали из возов специальное укрепление, чтобы было удобно отбиваться от противника.
Постепенно, наряду с солью, чумаки стали заниматься перевозкой и других товаров: хлеба, табака, кожи, воска, мёда, одежды и т. д. Появились и зажиточные чумаки, которые перестали сами перевозить товар, а нанимали для этого других людей.
Несмотря на то, что чумаки были крепкими и выносливыми, некоторые из них умирали в пути. Виной тому была изнуряющая дорога, степная жара и отсутствие какой-либо медицинской помощи. Поэтому вдоль чумацкой дороги нередко встречали одинокие курганы — чумацкие могилы.
Постепенно чумачество стало своеобразной культурой, наряду с казачеством. У чумаков появились свои обычаи, культура и традиции. Чумацкие песни, проникнутые тоской по дому, любовью к родной земле и свободе, стали неотъемлемой частью украинского фольклора.
У чумаков был один интересный обычай — на передний воз они обязательно брали петуха. Сначала его привязывали за ногу, но постепенно он привыкал к путешествию и чувствовал себя вполне комфортно. Петуха использовали в качестве часов, он своим криком давал знать, когда полночь, когда полдень, когда настанет рассвет и т. д. Также он подавал голос отставшим чумакам и помогал ориентироваться в темноте. Ну и конечно, крик петуха напоминал чумакам о родном селе, доме и семье. Некоторые петухи могли быть проводниками чумаков на протяжении десяти лет.
Чумачество сыграло важную роль в формировании украинской национальной идентичности. Чумаки, путешествуя по разным регионам, способствовали культурному обмену и укреплению связей между различными частями страны. Они были носителями украинского языка и традиций, символом независимости и предприимчивости.
В XIX веке с развитием железнодорожного транспорта чумачество постепенно пришло в упадок. Однако память о чумаках и их вкладе в украинскую историю и культуру жива до сих пор. Их образы увековечены в литературе, живописи и кинематографе. В честь чумаков назван целый ряд поселений в Днепропетровской, Полтавской, Николаевской, Донецкой и Сумской областях.
Чумаки — это не просто страница истории, это часть украинской души, символ ее стойкости и стремления к свободе. Их наследие продолжает жить в культуре и традициях украинского народа, напоминая о важности сохранения своей идентичности и исторической памяти.
Мария Мельничук