Во время своего визита в США глава КНР Си Цзиньпин избегал одного важного вопроса. Этот вопрос заключается в том, собирается ли он остановить незаконное извлечение органов у последователей Фалуньгун, прихожан домашних христианских церквей, тибетцев, уйгуров, а также узников совести по всему Китаю.
#img_center_nostream#Д-р Торстен Трей из международной неправительственной организации «Врачи против насильственного извлечения органов» (DAFOH), подчёркивает, что обещание Пекина, сделанное в конце 2014 года о прекращении извлечения органов у казнённых заключённых, не касалось узников совести.
Эта группа людей, которую отправляли в исправительно-трудовые лагеря на срок до трёх лет только на основании одного лишь полицейского заявления, без сомнений составляет сейчас больше половины от числа жертв [трансплантации].
Извлечение органов впервые началось в 1980-х годах. «Донорами» были осуждённые за одно из многочисленных тяжких преступлений, а получателями — китайские граждане. В 1984 году министерство безопасности решило урегулировать этот вопрос, давая понять, что использование таких органов должно держаться «в строгом секрете». Этот указ остаётся в силе.
В 1990-х годах политические заключённые одной из наиболее уязвимых в Китае народностей — уйгуров — в провинции Синьцзян стали дополнительным источником органов. Д-р Энвер Тохти свидетельствовал о том, что он как обычный хирург был вынужден удалить печень и почки у приговорённого к казни уйгурского заключённого, прежде чем тот скончался.
В конце 1990-х, по оценкам компартии Китая, от 70 до 100 миллионов китайцев занимались упражнениями Фалуньгун.
После того, как глава компартии Цзян Цзэминь начал преследование Фалуньгун, трансплантация органов по всему Китаю стала расти в геометрической прогрессии. Принудительное извлечение органов началось в 2001 году, эти органы стали продавать за большие деньги зарубежным туристам, приехавшим для трансплантации.
После 2001 года, когда возможности трансплантации за счёт узников совести возросли, больницы стали размещать рекламу в интернете, указывая, что всего за несколько недель найдут подходящие жизненно важные органы для пересадки. Тем, кому нужна была пересадка сердца, говорили точное время, когда новый орган будет готов, что невозможно, если только это не совпадает со временем казни. К 2006 году партийное руководство утверждало, что существовало более 600 центров пересадки органов по всему Китаю.
В 2014 году вышла книга «Бойня» американского автора Этана Гутмана, проживающего в Великобритании. Она представляет собой тщательное расследование фактов репрессий, пыток и убийств, которые осуществила компартия Китая, и написана на основании показаний лиц, непосредственно в это вовлечённых. Среди дававших показания — те, кто выжил, а также и некоторые исполнители операций, которым удалось выехать [из Китая]. В книге рассказывается о преследовании последователей Фалуньгун, а также членов домашних христианских церквей, тибетцев, уйгуров, и отмечается, что Фалуньгун — это группа, на которую на сегодняшний день нацелены наиболее жестокие в стране репрессии.
#img_center_nostream#В «Бойне» приведены свидетельства людей, которые проходили медицинское обследование в исправительно-трудовых лагерях, в обычных и секретных тюрьмах. Однозначно то, что цель этого обследования, — оценить соответствие органов. Гутман добавляет много доказательств к тем, которые собрали Дэвид Мэйтас, я [Дэвид Килгур] и многие другие эксперты касательно преступлений, совершённых по отношению к Фалуньгун, а также уйгурам, тибетцам и членам домашних христианских церквей.
Только в период с 2000 по 2008 годы были извлечены органы у 65 тысяч последователей Фалуньгун, у 2—4 тыс. уйгуров, тибетцев и христиан. В книге Гутман объясняет, каким образом ему удалось получить эти цифры, которые, по его словам, являются «наиболее достоверными».
Как и многие из нас, Гутман поддерживает распространившуюся по всему миру кампанию DAFOH [сбор подписей под петицией в ООН], направленную на прекращение в Китае незаконного извлечения органов с целью продажи. Но мы очень разочарованы, что сейчас отсутствуют какие-либо действия со стороны некоторых других организаций, в том числе Всемирной организации здравоохранения и Сообщества по трансплантации (TTS).
ТТS создали, чтобы следить за этической стороной трансплантации хирургов по всему миру. Недавно, несмотря на то, что пекинская практика трансплантации существует в течение десятилетий, три лидера TTS, посетившие Китай и побывавшие в 6 из 165 лицензированных центров трансплантации, в своих заявлениях для китайских СМИ указали, что трансплантация по всей стране в настоящее время соответствует этическим стандартам. Однако большинство наблюдателей утверждают, что чрезвычайно выгодная торговля органами в Китае будет продолжаться как «обычный бизнес» до тех пор, пока мировое давление не станет ещё сильнее.
В то же время в таких обстоятельствах, остальной демократический мир может последовать примеру Израиля и Тайваня, принявшим законы, согласно которым приобретение органов через неофициальные источники является преступлением.
Дэвид Килгур, доктор юридических наук
*Дэвид Килгур, профессиональный юрист, проработавший в канадской Палате общин почти 27 лет. При премьере Жане Кретьене он был государственным секретарём по регионам Африки и Латинской Америки и государственным секретарём по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Он является автором нескольких книг и соавтором книги «Кровавая жатва: Убийство последователей Фалуньгун ради их органов» (можно выбрать версию на русском), написанной совместно с Дэвидом Мэйтасом.
Статья Д.Килгура впервые опубликована на английской версии «Великой Эпохи».