Колебания курса российского рубля обнажили трещину в экономике РФ, которую быстро заделала экономическая команда Кремля, позволив валюте восстановиться, по крайней мере, на данный момент. Однако экстренное повышение процентной ставки не может скрыть дилемму: как финансировать вооруженные силы, не подрывая при этом национальную валюту и экономику инфляцией.
Основные экономические показатели пока находятся в нормальных диапазонах. Безработица низкая, экономический рост лучше, чем многие ожидали, инфляция умеренная по российским меркам (4% в июле), хотя и тяжелая для людей с ограниченными доходами.
Импорт в Россию восстанавливается, поскольку товары поступают через соседние страны, такие как Казахстан и Армения, что позволяет избежать санкций. Государственные расходы на военные и социальные программы распространяют денежные средства среди населения и компаний, которые используют часть из них для приобретения импортных товаров.
Некоторые удары по экономике очевидны, в частности, по автомобильной промышленности после того, как западные производители отказались от своих российских предприятий. Однако китайский импорт автомобилей набирает обороты, пишет AP News.
Что касается давления на рубль, то Россия, один из крупнейших в мире поставщиков нефти, получает меньше доходов от ее продажи из-за западных санкций. Это приводит к сокращению положительного сальдо торгового баланса страны с остальным миром, поскольку российские граждане и компании также покупают больше товаров за рубежом.
Доходы от экспорта превышают расходы на импорт, что обычно оказывает поддержку рублю. Хотя сокращение положительного сальдо торгового баланса привело к неуклонному снижению курса рубля, Москва от этого только выигрывает, поскольку ослабление курса фактически помогает правительству оплачивать свои счета.
Это связано с тем, что доллары, полученные за нефть, можно обменять на большее количество рублей, которые можно потратить на государственные учреждения, заработную плату и пенсии работникам.
Однако курс российской валюты упал: 14 августа он опустился ниже 100 рублей за доллар. Это заставило Центробанк пойти на экстренное повышение процентной ставки на 3,5 процентных пункта, чтобы охладить спрос на импорт. В течение нескольких дней после повышения ставки курс национальной валюты вырос до 92 за доллар, но с тех пор неуклонно снижался; в среду он торговался на уровне 96 за доллар.
Хотя это и слабее прошлогодних уровней, составлявших около 60 рублей за доллар, снижение курса еще не является кризисом, если удастся избежать свободного падения.
После аннексии украинского полуострова Крым в 2014 году Кремль предпринял меры по защите экономики от санкций. Он также перевел производство продуктов питания на местные предприятия, запретив импорт из ЕС, и подтолкнул производителей к закупке комплектующих на месте.
Благодаря нефтяным доходам правительство имеет незначительный долг и значительные резервы, хотя около половины этих запасов было заморожено в результате санкций.
Однако в долгосрочной перспективе российскую экономику ожидает "медленное сгорание" под давлением санкций и военных расходов Путина, считает Робин Брукс, главный экономист Института международных финансов.
"Дилемма заключается в том, что, с одной стороны, ему приходится тратить много денег - вести войну очень дорого", — сказал Брукс. "Как найти компромисс между потребностью в наличных деньгах и повышением процентных ставок, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля? На мой взгляд, хорошего решения не существует".
Российская нефть сталкивается с запретами Запада и ценовым ограничением, которое Группа семи демократических стран наложила на продажи другим странам. По словам Брукса, "семерка" может "значительно усложнить для Путина этот компромисс", снизив предельную цену с 60 до 50 долларов, что уменьшит доходы России от продажи нефти.
Это "окажет еще большее давление на рубль, заставит российский центральный банк повысить процентные ставки и значительно усложнит этот компромисс", — сказал он.
В краткосрочной перспективе падение курса рубля "не является признаком того, что в России назревает крупный финансовый кризис", — считает Крис Уифер, генеральный директор и аналитик по российской экономике консалтинговой компании Macro Advisory Partners.
В условиях отсутствия иностранных инвестиций в валюту Кремль может влиять на обменный курс, просто указывая контролируемым государством экспортерам, когда продавать иностранную валюту за рубли, говорит Уифер. Кроме того, в последнее время цены на российскую нефть выросли, что привело к сокращению скидок, которые она должна была предоставлять покупателям в Индии и Китае.
Повышение процентных ставок для укрепления рубля "подавляет частную экономику — или ту ее часть, которая не связана с войной и оборонной промышленностью, — чтобы оставалось достаточно ресурсов для продолжения войны", — говорит Янис Клюге, эксперт по российской экономике из Германского института международных отношений и безопасности в Берлине.
"Это явная расстановка правительством приоритетов в этой войне над благосостоянием домохозяйств", — сказал он.
В долгосрочной перспективе выбор Путина приведет к снижению темпов экономического роста и окажет еще большую долгосрочную нагрузку на рубль, считает Клюге. Без иностранных инвестиций, необходимых для производства сложных товаров, Россия будет производить меньше того, что ей нужно, и больше импортировать.