Сотрудница китайской полиции в «умных очках», оборудованных системой распознавания лиц, ведёт наблюдение за пассажирами на восточном железнодорожном вокзале города Чжэнчжоу провинции Хэнань, Китай. 5 февраля 2018 года. Фото: AFP/Getty Images
По мере того как китайский режим расширяет и совершенствует технологии для своих кампаний, направленных на подавление инакомыслия, предъявляются обвинения в том, что западные ноу-хау косвенно способствуют репрессиям коммунистического государства.
9 мая сенатор США Марко Рубио (Флорида) и член палаты представителей Крис Смит (Нью-Джерси), возглавляющие Исполнительную комиссию Конгресса по Китаю, направили письмо в Министерство торговли США с выражением озабоченности по поводу продажи американскими компаниями технологий наблюдения и борьбы с преступностью компаниям в КНР.
Согласно докладу Комиссии, о котором упоминается в письме, китайские власти «продолжают нарушать международные нормы и не исполняют надлежащим образом правовые процедуры в вопросах неприкосновенности частной жизни, религиозного вероисповедания, международных запретов на пытки и производят произвольные аресты».
Полицейский патруль следит за покидающими мечеть Ид-Ках уйгурскими мусульманами после утренней молитвы на Ид аль-Фитр в районе старого города в Кашгаре, провинция Синьцзян. 26 июня 2017 года. Фото: Johannes Eisele/AFP/Getty Images
Ссылаясь на пример Синьцзяна, Рубио и Смит описали «резко усилившуюся деятельность по надзору за уйгурскими мусульманами и другими этническими меньшинствами», проживающими в этой северо-западной китайской пограничной провинции. Законодатели также сослались на недавнее сообщение немецкого исследователя Адриана Зенса, по оценкам которого от 500 000 до 1 000 000 уйгуров были задержаны для «перевоспитания» в рамках системы недавно построенных лагерей.
В последние десятилетия, когда Китай наладил тесные экономические связи с внешним миром, компартия получила доступ к технологиям и другой интеллектуальной собственности на триллионы долларов, что значительно расширило возможности китайской полиции.
В письме Рубио и Смита указывается, что базирующаяся в Массачусетсе американская компания Thermo-Fisher Scientific продала «редакторы ДНК с передовыми микропроцессорами Applied Biosystems (ABI) Министерству общественной безопасности Китая и его отделениям по всему Китаю».
В письме содержится настоятельный призыв к Министерству торговли США принять более активные меры по предотвращению продажи технологий, которые могут быть широко использованы для нарушения прав человека китайским режимом.
Экономические отношения между США и Китаем очень напряжены. В то время как администрация Трампа готовится к введению для Пекина значительных импортных тарифов, чтобы устранить многолетний торговый дисбаланс, правительство США приняло решение разобраться со злоупотреблениями передовыми технологиями со стороны китайских властей. В прошлом году Министерство торговли США объявило о запрете на 7 лет продажи американских комплектующих для известной китайской технологической компании ZTE, которая является пионером в создании амбициозной сети 5G. Причиной запрета послужила отправка этой компанией продукции, произведённой в США, в Иран и Северную Корею в обход введённых санкций.
Синьцзян, где большинство населения исповедует ислам и относится к различным этническим группам Центральной Азии, а не к 1,2-миллиардовому национальному большинству ханьцев, является постоянным источником религиозных и этнических волнений после прихода к власти Коммунистической партии Китая в 1949 году.
Компартия Китая (КПК), пропагандирующая атеизм и марксизм, относится к китайскому исламу с тем же идеологическим предубеждением, которое использует для преследования других религиозных конфессий. Во время «Культурной революции» мусульмане часто подвергались нападкам и унижениям, например, их заставляли есть свинину. В последующие десятилетия, в ответ на террористические атаки и другие акты неповиновения китайскому режиму со стороны мусульманских радикалов и этнических сепаратистов, КПК начала жестокие репрессии.
Согласно докладу Адриана Зенса, китайский режим установил беспрецедентный уровень контроля над населением Синьцзяна, используя методы «промывания мозгов», изначально разработанные для «преобразования» последователей Фалуньгун — духовной практики, незаконно запрещённой КПК в 1999 году, которую режим безуспешно пытается искоренить уже почти два десятилетия.
Синьцзян теперь служит полигоном для тестирования сложных форм массовой слежки и контроля, что стало возможным благодаря новейшим разработкам в области цифровых технологий.
Усовершенствованное программное обеспечение для распознавания лиц позволяет органам общественной безопасности отслеживать движения практически каждого человека с помощью обширной системы камер видеонаблюдения. Мобильные телефоны людей подвергают постоянному мониторингу. Полиция собирает образцы крови и слюны, а также отпечатки пальцев и образцы голоса жителей Синьцзяна для хранения в государственных базах данных ДНК.
Полицейские методы, впервые использованные в Синьцзяне, были применены и в других местах Китая, где недавно стали использовать драконовскую «систему социального кредита» (система оценки отдельных граждан или организаций по различным параметрам, значения которых получаются с помощью инструментов массового наблюдения и использования технологии анализа больших данных) с целью запретить людям с низким рейтингом покупать авиа- и железнодорожные билеты. Важную роль в разработке инструментов для киберполиции играют поддерживаемые государством китайские технологические компании.
Как сообщается в статье The Globe and Mail от 14 мая, одной из компаний, работающей с органами государственной безопасности в Синьцзяне, является китайская технологическая компания Huawei, которая недавно создала в столице Синьцзяна Урумчи киберлабораторию по обеспечению «социальной стабильности и долгосрочной безопасности».
Мужчина со смартфоном рядом со стендом китайской телекоммуникационной компании Huawei на Всемирном конгрессе мобильных устройств в Барселоне, Испания. 22 февраля 2016 года. Фото: Lluis Gene/AFP/Getty Images
«Тот факт, что такие компании, как Huawei, могут развивать свои системы в Синьцзяне и подобных ему регионах совместно со спецслужбами (и, следовательно, с небольшими требованиями к конфиденциальности), означает, что они получают спорное преимущество перед аналогичными западными компаниями», — поделился мнением в ходе интервью изданию The Globe and Mail Адриан Зенц, эксперт по Синьцзяну из Европейской школы культуры и теологии в Корнтале, Германия».
«Более того, эти системы могут одновременно служить нескольким целям —повышать эффективность и управляемость города и обеспечивать слежку — что делает наблюдение более доступным и, возможно, более привлекательным для применения в других странах», — считает Зенц.
Ссылаясь на отчёты правозащитников, в The Globe and Mail отметили, что Huawei, будучи крупной многонациональной компанией, контролируемой китайскими властями, могла способствовать распространению методов КПК по «поддержанию стабильности» за пределами Китая.
«Технологии слежки, которые разрабатываются и внедряются сегодня в Синьцзяне, скоро будут продаваться и продвигаться по всему миру, — рассказал в интервью The Globe and Mail исследователь из Amnesty International Уильям Ни. — Сейчас абсолютно необходимо, чтобы международное сообщество заняло правильную позицию и противостояло нарушениям прав человека в Синьцзяне, рассматривая это как вопрос стратегического значения».
«Например, Huawei уже продвигает концепцию „умного города“, которая продаётся по всему миру, её используют для облегчения городского планирования и управления жизненно важными услугами, такими как транспорт и безопасность», — добавил Ни.
Эта статья является частью специального доклада о деятельности компании Huawei, опубликованного The Epoch Times.
Источник: THE EPOCH TIMES
Читайте далее: