Археологи нашли десятки тысяч фрагментов древнего дворца, разрушенного джихадистами, возле Нимруда в Ираке, на месте, где когда-то находилась жемчужина Ассирийского царства. Им предстоит колоссальный вызов: собрать заново барельефы и скульптуры мифических животных.
После прихода к власти в 2014 году террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) захватила Нимруд, где его боевики разнесли в прах храмы и дворцы примерно в тридцати километрах от Мосула, бывшей столицы джихадистов на севере Ирака.
На объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО 500 барельефов и плит всех размеров были разнесены вдребезги, вместе с несколькими ламассу — сказочными крылатыми быками или львами с человеческими лицами, которые украшали дворец ассирийского царя Ассурнасирпала II, которому почти 3 000 лет.
Благодаря тщательным раскопкам иракские археологи уже собрали более 35 000 фрагментов.
«Каждый раз, когда мы находим фрагмент и возвращаем его на прежнее место, мы как будто делаем новое археологическое открытие», — рассказал AFP 47-летний эксперт Абдель Гани Гади (Abdel Ghani Ghadi).
С воздуха кусочки пазла начинают собираться вместе. Фрагменты, принадлежащие к одному обломку, разложены рядом, защищенные зелеными брезентами.
Несмотря на постоянные нападения джихадистов, Ассурнасирпала II можно увидеть на барельефе рядом с крылатым ангелом с бородой, богато украшенной мелкими завитками, с цветком, высеченным на его запястье.
С противоположной стороны — закованные в наручники пленные из повстанческих регионов, укрощенных ассирийской армией.
На их сторонах лежит частично реконструированный Ламасс, а также стены, покрытые клинописью.
«Эти скульптуры являются сокровищами Месопотамии. Нимруд — это наследие для всего человечества, история, которая насчитывает 3 000 лет», — восторженно сказал господин Гади.
Основанный в 13 веке до нашей эры, Нимруд был второй столицей Ассирийской империи. Своего апогея город достиг в 9 веке до нашей эры, когда он был известен как Калху.
В 2015 году пропагандистские видеоролики ИГИЛ показали, как джихадисты с помощью бульдозеров, кирок и взрывчатки разрушили ряд памятников, в том числе 2800-летний храм Набу, посвященный месопотамскому богу мудрости и письменности.
После разгрома ИГИЛ в Ираке в 2017 году работы по восстановлению Нимруда начались в 2018 году, но были прерваны пандемией коронавируса, после чего возобновились в 2023 году.
«До этого времени это был процесс сбора, классификации и идентификации», — пояснил AFP Мохамед Кассим из Академического научно-исследовательского института в Ираке (TARII).
Его организация выступила посредником между иракскими археологами, которые благодаря американскому финансированию прошли обучение в Смитсоновском институте, чтобы «спасти» Нимруд и сохранить его остатки.
В настоящее время на руинах ассирийского дворца выполнено 70% работ по сбору артефактов. Двенадцать месяцев понадобится, чтобы завершить всю эту работу, прежде чем можно будет начать собственно реставрацию.
Реставрация потребует «иностранной экспертизы» и «международной поддержки», поскольку «разрушение было настолько варварским», добавляет эксперт. Это был удар в самое сердце «одного из важнейших древних объектов месопотамской цивилизации».
Нимруд «свидетельствует об искусстве и архитектуре ассирийской цивилизации в то время, когда ее художественное производство достигало своего пика», — отмечает эксперт. Раскопанный в 19 веке, Нимруд получил международную известность, когда огромные ламассы были привезены в Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Другие артефакты из этого места, где британская писательница Агата Кристи останавливалась со своим вторым мужем, археологом, были выставлены в Мосуле и Багдаде.
Во время визита в Нимруд министр культуры похвалил «тяжелые усилия», которые приложили археологи, чтобы собрать разбитые куски, сравнивая то, что они имели под рукой, с «чертежами и фотографиями».
Он отмечает, что разрушения сделали невозможным идентификацию древностей, похищенных ИГИЛ, на данный момент. По его словам, для того, чтобы собрать обломки вместе, его команде понадобятся «дополнительный опыт» и «финансирование». «Нам нужны специальные инструменты специфические для археологии, чтобы собрать вместе эти разбитые фрагменты», — объясняет он.
По его прогнозам, понадобится около «десяти лет» работы, прежде чем остатки дворца снова станут целостными.