ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Пожары в Греции вызвали споры о том, нужно ли засаживать деревьями выжженные участки

Великая Эпоха
(Youtube/скриншот)

Пожары в Греции вызвали споры о том, какой должна быть реакция правительства: продолжать программу по пересадке деревьев, которые могут стать топливом для будущих пожаров, или, как призывают некоторые ученые, искать новые пути адаптации.

Когда в прошлом месяце лесной пожар пронесся по склону холма в сторону Афин, его южный фланг остановился на безлесной территории, сожженной огнем за два года до этого. Однако в нескольких милях к западу огонь нашел свежее топливо: лес и кустарник, которые открывали путь к городским пригородам.

На его пути стояла деревня Пентели, где Марлена Калуди жила с 1970-х годов. Огонь охватил ее дом. Но больше всего она расстроилась, увидев, что сосны (некоторым было более 100 лет) обуглились до коричневого цвета.

«Самое большое бедствие... это не наш дом — его можно восстановить», — говорит Калуди. «Это те деревья, которые были здесь до нас, и мы надеялись и молились, что они будут здесь после нас».

После последнего пожара, который уничтожил северные пригороды города, соседи попросили Калуди вырубить оставшиеся деревья в саду. Она отказалась.

«Меня пугает потеря этого леса», — говорит она. «Меня пугает то, что есть люди, которые хотят вырубить оставшиеся деревья».

Пожары становятся все более частыми и яростными в Греции и во всем Средиземноморье из-за повышения температуры и засушливых условий, которые ученые связывают с изменением климата.

Лесные пожары сильно изменили ландшафт Аттики, как показывают спутниковые снимки. Склоны холмов, которые еще несколько лет назад были покрыты лесом, стали лысыми и каменистыми. Те участки, где леса возобновляются, часто оказываются заново выжженными. Пение птиц исчезло вместе с деревьями.

Пожары также представляют собой растущую угрозу в Соединенных Штатах, Канаде, Австралии и даже в дождливой Великобритании.

В связи с этим возникли споры о том, что делать с лесом после того, как он сгорел. По словам четырех экспертов, все зависит от местных факторов. Тем не менее, некоторые считают, что необходимо переосмыслить ситуацию, особенно в тех районах, где одни и те же участки постоянно подвергаются выжиганию.

«Нет единого мнения о том, что делать», — говорит Камилла Стивенс-Руманн, доцент кафедры экологии пожаров в Университете штата Колорадо. «Люди часто хотят, чтобы места выглядели так же, как раньше, но это может оказаться неприемлемым в условиях нового пожарного режима».

Греция хочет вернуть свои леса. С помощью 450 миллионов евро, выделенных ЕС, правительство приняло национальный план по предотвращению пожаров, который также включает посадку 1 миллиона деревьев в Аттике.

«Увеличение количества зеленых насаждений и их сохранение — цель не только правительства, но и всего Европейского союза», — заявил Эфстатиос Статопулос, генеральный секретарь лесного хозяйства Греции.

ЕС планирует посадить 3 миллиарда деревьев по всему блоку к 2030 году, но этот план не направлен на восстановление лесов после пожаров.

Не все считают, что восстановление лесов после пожаров дает положительный результат.

Теодор Гианнарос, пожарный метеоролог из Афинской национальной обсерватории, осмотрел склон холма за пределами Афин, почерневший от пожара в прошлом месяце.

«Мы должны серьезно сосредоточиться на том, как восстановить ландшафт, не просто высаживая деревья и леса, а таким образом, чтобы он был... более устойчивым к стихийным бедствиям».

Фернандо Пулидо, профессор лесной науки из Университета Эстремадуры в Испании, рекомендовал высаживать культуры или создавать другие барьеры между густыми лесами в Средиземноморском регионе.

«Это требует изменения менталитета... но это единственный способ гарантировать, что через восемь или десять лет на том же месте не возникнет новый пожар», — сказал он.