Китайский премьер Вэнь Цзябао хочет реформировать политическую систему. Lintao Zhang/Getty Images
Недавнее предложение китайского премьера Вэнь Цзябао о том, чтобы создать «чистое правительство» и бороться с коррупцией, вселяет надежду, что в Китае произойдут реформы и решаться проблемы, связанные с верховенством права.
Недавно в партийном журнале «В поисках правды» была опубликована статья Вэня под названием «Давайте воспользуемся властью во время рассвета». В статье идет речь о реформах и предстоящих задачах по борьбе с коррупцией.
Анонс этой статьи появился 15 апреля в государственной пропаганде — агентстве «Синьхуа», что совпало с 23-ей годовщиной смерти бывшего китайского лидера и реформатора Ху Яобана.
В конце статьи Вэнь заявляет: «Мы предпримем более жесткие меры для борьбы с коррупцией и построим чистое правительство под руководством генерального секретаря Ху Цзиньтао».
Партийный журнал «В поисках правды» является важным рупором компартии Китая, главные статьи которого обычно говорят о направлениях в политике и обществе, говорит политический комментатор
Великой Эпохи Ся Сяоцян.
Сяо отмечает, что статья Вэня не содержит ничего нового, однако необычным является то, что она появилась на фоне разгоревшейся внутрипартийной
борьбы за власть, и что анонс статьи появился в день годовщины смерти Ху Яобана.
Ху сместили, так как он довольно открыто выступал за реформы и гуманное отношение к протестам студентов в 1987 году. Его сменил Чжао Цзыян, который также продолжал реформаторскую политику Ху.
После того, как Ху умер в апреле 1989 года, около 100 тысяч студентов начали проводить демонстрации в разных городах страны, в том числе и на площади Тяньаньмэнь в Пекине (самой большой площади в мире). Эти демонстрации закончились жестким подавлением.
Ху Яобан и Чжао Цзыян приходились наставниками нынешнему премьеру Вэнь Цзябао.
Аналитик Ся говорит, что сын Ху Яобана Хэ Дэхуа сказал китайским СМИ около месяца назад: «Разница между моим отцом и Дэн Сяопином заключается в том, что Дэн хотел спасти партию, в то время как мой отец хотел спасти людей — обычных людей».
В свою очередь, семья Вэня также подверглась преследованию. В прошлом году, выступая в высшей школе Нанькай, премьер Вэнь впервые заявил, что его отца и деда постоянно преследовали в разных политических кампаниях в прошлом веке.
Ся отмечает, что китайский премьер хорошо знает темную историю коммунистической партии Китая — злодеяния, совершенные во время Культурной революции, подавления студентов на площади Тяньаньмэнь и крупномасштабного преследования последователей духовной практики Фалуньгун.
Вэнь также понимает причастность политико-юридической комиссии (ПЮК) — органа, подобного фашистскому гестапо — к подавлению народных протестов, усилению коррупции и развращению верховенства права. Сейчас руководство компартии хочет реформировать эту структуру.
Бывший диктатор КНР Цзян Цзэминь, который в 1999 году единолично развязал репрессии над Фалуньгун, активно помогал и продвигал
Чжоу Юнкана, который сейчас руководит ПЮК и является членом постоянного комитета политбюро — могущественного органа из 9 человек, управляющего страной. Эта комиссия стала вторым центром власти в стране.
Ся говорит, что, несмотря на то, что компартия разрушила представления китайцев о гуманности и нравственности, такие лидеры, как Ху Яобан, Чжао Цзыян и Вэнь Цзябао всё же не поддались моральному разложению.
«Самая простейшая форма «рассвета», который необходим китайцам, — это отсутствие цензуры в интернете и открытое признание беззакония по отношению к китайскому народу, включая 13-летнее преследование Фалуньгун», — говорит Ся.
Ли Тяньсяо, политический комментатор, сказал, что статья Вэня несёт глубокий политический посыл. Он отмечает, что Вэнь в действительности призывает сторонников Ху Яобана поддержать его и лидера партии Ху Цзиньтао, чтобы одолеть Чжоу Юнкана и фракцию Цзян Цзэминя, которая придерживается жесткой линии правления, основанного на репрессиях и цензуре.
«Вэнь посылает четкий сигнал чиновникам присоединиться к фракции Ху и Вэня», — сказал Ли.
В свою очередь, премьер Вэнь также предлагает прекратить подавление Фалуньгун и восстановить доброе имя практике, а также раскрыть преступления Чжоу Юнкана по отношению к Фалуньгун, в том числе насильственное извлечение органов у живых последователей этой практики, согласно данным источников из Пекина, близких к руководству компартии.
Ли указывает, что если однажды китайское общество узнает об этих преступлениях, то китайцы не потерпят это, и произойдут серьезные изменения вплоть до
падения режима компартии.
Перед тем как статья Вэня была опубликована, китайский заграничный сайт Boxun сообщил, что в статье были удалены слова о закрытости режима, что вызывает распространение слухов в интернете.
Ли говорит, что китайские руководители, по всей видимости, хотят убрать Чжоу Юнкана не только потому что он преступник, но и пытался совершить государственный переворот, слухи о котором всколыхнули китайский интернет в середине марта.
Поскольку в последнее время усиливается внутрипартийная борьба, в которой сторонники жесткого правления терпят крах, Вэнь всё чаще стал говорить о необходимости проведения политических и экономических реформ, которые многие годы оставались на уровне слов.
26 марта на ежегодной конференции по борьбе с коррупцией Вэнь Цзябао сказал: «Если эту проблему [коррупцию] не решить, характер политической власти может измениться, и партия потеряет свой контроль над страной». По данным источника из Пекина, слова Вэня были направлены на Чжоу Юнкана и политико-юридическую комиссию.
Написанию статьи содействовала Куинси Ю