Вэнь выступил с речью на встрече китайских ключевых бизнесменов вскоре после того, как прибыл в Таиланд. Перед этим он участвовал в Саммите стран Восточной Азии, который проходил в Камбодже. Там премьер-министр защищал интересы китайской компартии в территориальном споре о Южно-китайском море.
Вэнь вначале речи хвалебно отозвался об экономическом росте Китая за последние 30 лет и добавил: «Чтобы завоевать уважение мирового сообщества, любому государству необходимо не только иметь развитую экономику, науку и технику, но также нужно совершенствовать национальный характер и повышать нравственность».
Он использовал стандартные формулировки китайских лидеров о том, что нужно «развивать национальные правовые институты» и «гарантировать права и свободы граждан».
Вэнь отметил, что обеспечение этих прав и свобод является условием для того, чтобы Китай продолжал развиваться и укреплять национальную мощь. Его слова в этом сходны с позицией многих западных экономистов, которые считают, что текущая модель экономического роста Китая под управлением государственной власти уже доживает свой век.
«Я всегда чувствую, что осталось много дел, которые ещё не успел сделать, и многое не сделал хорошо», — сказал Вэнь.
Далее он процитировал две строки из известной поэмы «Жалобная песнь» своего любимого, как он сказал, поэта. Цюй Юань был праведным министром в период Воюющих государств (343—278 до н.э.), с которым жестоко обошлись его современники. Он ушёл в изгнание, где и написал драматическую поэму, а после утопился в озере.
Вэнь процитировал несколько строк: «Но так как моё сердце действительно сильно любило чистоту, я готов умереть хоть девять раз без сожаления» и «я только хочу остаться непорочным и умереть с достоинством. Такой поступок уважали древние мудрецы».
Он добавил: «Чтобы добиться правды, даже если я умру девять раз, я сожалеть не буду. А чтобы доказать невинность, даже если кто-то умирает, он должен сделать это искренне и праведно».
Вэнь продолжил: «Я уже ранее говорил, что служил своей стране на протяжении более 40 лет. Надеюсь, что люди забудут меня... Но я никогда не забуду мою родину и мой народ».
Премьер-министра недавно обвинили в том, что его семья обогатилась после того, как он пришёл к власти.
В китайском интернет-сообществе обсуждались разные мнения. Некоторые говорили, что он сделал всё, что мог, но ему помешали политические силы, на которые он не мог повлиять. Другие выражались резко и цинично.
Великая Эпоха сообщала, что Вэнь Цзябао является сторонником реформ в Китае. В отличие от своих коллег по Постоянному комитету ЦК КПК (высшему органу власти в Китае) он выступал за то, чтобы реабилитировать жертв резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а также последователей духовной практики Фалуньгун, которых компартия Китая репрессирует с 1999 года по сей день.