Си Цзиньпин, предполагаемый следующий лидер компартии Китая, пытался избежать своей участи партийного лидера, но его уговорили остаться старейшины партии, которые опасаются, что враждующие две фракции в компартии Китая не согласятся утвердить на эту роль кого-либо другого. Что было дальше, читайте в этой статье.
Эксклюзив: Почему Бо Силай повергнут, а Си Цзиньпин исчез. Часть 1
Эксклюзив: Почему Бо Силай повергнут, а Си Цзиньпин исчез. Часть 2
Эксклюзив: Почему Бо Силай повергнут, а Си Цзиньпин исчез. Часть 3
Эксклюзив: Почему Бо Силай повергнут, а Си Цзиньпин исчез. Часть 4
Эксклюзив: Почему Бо Силай повергнут, а Си Цзиньпин исчез. Часть 5
29 августа самолёт рейса CA981 авиакомпании Air China, который уже 7 часов находился в воздухе на пути в Нью-Йорк, вернули обратно в Пекин.
Из надёжных источников Великой Эпохе стало известно, что шпионку по имени Дин, которая работала на Объединённый фронт, арестовали, как только самолёт приземлился в Пекине. Ху Цзиньтао лично отдал приказ вернуть самолёт.
1 сентября компартия Китая объявила сразу о трёх существенных кадровых изменениях. Такое случается крайне редко.
Ду Цинлиня внезапно сняли с должности директора Объединённого фронта. Вместо него назначили Лин Цзихуа, который руководил процессом устранения сообщников Бо Силая. Лин предан фракции Ху Цзиньтао, Молодёжной лиге компартии, и считается, что он в хороших отношениях с Си Циньпином. Лин проявил себя с лучшей стороны на посту руководителя Генерального штаба компартии Китая.
5 сентября агентство новостей Синьхуа сообщило, что бывшего помощника Бо Силая Ван Лицзюня, который и спровоцировал нынешний кризис в верхушке компартии, будут судить.
5 сентября Ху Цзиньтао запретил главе Гонконга Лян Чжэньину, который связан с фракцией Цзян Цзэминя, отправиться в Россию для участия в саммите АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Это представило нового руководителя Гонконга в невыгодном свете в глазах мирового сообщества и показало, как чиновники компартии не доверяют Ляну. По этому событию жители Гонконга также увидели, что Лян не следовал указаниям Ху и Вэня.
9 сентября Лян объявил об отмене программы национального образования в Гонконге.
Действия фракции Цзяна загнали Си Цзиньпина и его сторонников в угол.
Си ясно понимал, что если ситуация будет и дальше так развиваться, то его и его сторонников будут осуждать как партийные чиновники, так и обычные китайцы. Так как уже не было куда отступать, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин объединились для совместной атаки.
В то время, как Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин начали наносить ответные удары по фракции Цзяна, Си сказал, что не хочет быть следующим лидером компартии.
На заседании политбюро компартии в конце августа Си сказал, что у него есть только желание стать членом Центрального комитета компартии и принимать участи в сплочении и развитии самой партии. Это заявление шокировало всех партийцев в Чжуннаньхае и всех, кто об этом узнал.
4 сентября Си отменил встречу с госсекретарём США Хилари Клинтон и пропал из виду. Весь мир начал гадать, что бы это значило.
Си Цзиньпина изначально выбрали, так как он устраивал обе стороны. Не было никого другого, кто мог бы его заменить, и если бы он отказался, обе фракции считали, что в таком случае компартия немедленно потерпела бы крах.
Партийные старейшины попытались уладить это дело. Цяо Ши, Ли Жуйхуай, Чжу Жунцзи и очень влиятельная семья клана Йе Сюаньнина — все единогласно выразили свою поддержку Си.
За 14 дней, пока Си не появлялся на публике, было достигнуто новое соглашение внутри партии: 18 съезд партии состоится 8 ноября; политическая жизнь Бо Силая закончилась; партия будет систематически устранять пережитки Великой культурной революции и постепенно откажется от идеологии Мао Цзэдуна, марксизма-ленинизма и прочего.
19 сентября Тун Чихуа, бывший глава правительства Гонконга, неожиданно дал интервью CNN.
Тун сказал, что Си Цзиньпин во время плавания повредил спину, потому он и исчез на две недели. Кроме того, Тун попутно упомянул, что Си непременно станет следующим партийным лидером.
После того, как бывший заместитель Бо Силая, начальник полиции Ван Лицзюнь бежал в консульство США в Чэнду 6 февраля, у лидеров компартии осталось не так много вариантов, как поступить.
Разоблачение страшных преступлений, которые совершила фракция Цзян Цзэминя, настолько дискредитировало бы партию в глазах китайцев, что она потеряла бы легитимность.
Если же не разоблачить эти преступления, то партия ещё сможет управлять страной. Члены фракции Цзяна понимают, что если они утратят власть, то их могут привлечь к ответственности. И всё что они могут делать — это стараться всеми силами удерживать власть.
Однако, если позволить фракции Цзяна продолжать руководить страной, никаких надежд на реформы у Китая не будет. В то же время отсутствие реформ и народный гнев, который нарастает каждый день, всё равно приведут партию к утрате власти. По данным исследователя из Китайской академии социальных наук Цзяна Жуня, начиная с 2007 года в Китае каждый год происходит более 90 тысяч крупных народных акций протеста, при этом их число с каждым годом увеличивается.
На встрече в отеле Цзинси в мае Ху Цзиньтао говорил с намёком: фракцию Цзяна простят взамен на прекращение борьбы между двумя фракциями и начало внедрения политических реформ.
Но лето 2012-го показало, что фракция Цзяна всё ещё пытается бороться за власть и угрожает Ху Цзиньтао и Си Цзиньпину.
За первые две недели сентября, после того как Си попытался отказаться от своей участи, партия решила продвинуть дело опального Бо Силая. Партийные чиновники снова были обеспокоены, как найти возможность, чтобы спасти партию.
Реакция на сообщение агентства «Синьхуа» от 28 сентября о том, что Бо в основном будут судить за коррупцию, показало, насколько несостоятельно новое соглашение партийцев.
Главы провинций и чиновники на местах уже не показывали «рьяной поддержки Центральному комитету компартии», как это было 15 марта, когда Бо лишили должности главы компартии мегаполиса Чунцина, которым он руководил.
Преступления, за которые судят Бо, распространены среди чиновников компартии. Многих можно было бы осудить так же, как и Бо. Кроме того, уличение в коррупции не может само по себе окончить политическую карьеру Бо Силая. В таком случае ему бы позволили ещё вернуться, после того как он отбыл бы наказание. Но в официальном приговоре так и не указали, что он причастен к насильственному извлечению жизненно важных органов у узников совести.
В то же время судить Бо без устранения фракции, которая его поддерживает, создаёт предпосылки в будущем для того, что Ху Цзиньтао, Вэнь Цзябао и Си Цзиньпина могут в отместку осудить за «незаконный процесс» по делу Бо.
Если после 18-го съезда партии Си Цзиньпин всё ещё будет демонстрировать слабость и не сможет избавиться от своих политических оппонентов, местные чиновники, чтобы защитить себя, могут не выразить ему верности.
Точно так, как члены фракции Цзяна вынуждены, исходя из их логики, держаться за власть ради того, чтобы выжить, так и Си Цзиньпин, если хочет остаться у власти, должен привлечь фракцию Цзяна к ответственности за их преступления.