В Китае никогда не было официального запрета на практику Фалуньгун
Великая Эпоха
В этом году ровно 11 лет с того дня, когда китайские коммунистические власти начали кампанию массовых репрессий в отношении последователей духовной практики Фалуньгун. Однако, и процесс запрета, и сам запрет на практику не имеет никого законного обоснования и является прямым нарушением Конституции и законов КНР.
На протяжении этих лет многие китайские адвокаты и специалисты в области права при различных обстоятельствах давали свою оценку по поводу соблюдения правовых норм китайской компартией в отношении запрета Фалуньгун. Все их мнения сходятся в одном – в Китае никогда не было официального запрета на практику Фалуньгун, аресты и приговоры людей только из-за их принадлежности к данной практике являются незаконными.
Ниже систематизированы факты, на основании которых был сделан вышеуказанный вывод.
Во всех цивилизованных странах официальный запрет происходит с помощью издания соответствующего закона, в котором указывается, что определённый вид деятельности является противоправным. Затем соответствующий государственный орган исполнительной власти издаёт соответствующее распоряжение. При этом, как первое, так и второе не должно противоречить Конституции.
Конституция КНР и международный договор защищают сторонников Фалуньгун
Самое первое, что стоит отметить, это то, что в Конституции КНР, раздел второй статья 35 говорится: «Граждане Китайской Народной Республики имеют право на свободу высказываний, публикаций, собраний, созданий сообществ, союзов и организаций, проведение демонстраций и шествий».
В статье 36 говорится: «Граждане Китайской Народной Республики имеют право на свободу вероисповедания. Ни один государственный орган, общественная организация или частное лицо, не может воспрепятствовать гражданам исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».
В октябре 1998 года китайские власти ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах. Среди положений о правах человека, в статье 18 пакта говорится: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. … Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору».
То есть и положения Конституции КНР и данный международный договор защищают право последователей Фалуньгун на свободную среду для своей практики.
В статье 5 Конституции КНР подтверждается её главенство в правовой системе страны: «Никакие законы, указы, или местные правила и инструкции не могут противоречить Конституции. … Все государственные органы, вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения обязаны соблюдать Конституцию и закон».
Так как же осуществлялся запрет?
Во второй половине дня 22 июля 1999 года по приказу бывшего в то время председателя китайской компартии Цзяна Цзэминя через центральное телевидение КНР от имени министерства внутренних дел по всей стране была распространена информация о трёх документах: «Решение о запрете деятельности Ассоциации Фалуньгун», «Сообщение ЦК КПК о том, что членам компартии запрещено практиковать Фалуньгун», а также циркуляр министерства общественной безопасности о запрете практики Фалуньгун.
Первый документ. Во-первых официально запрет касался деятельности организации Фалуньгун, а не самой практики. И, во-вторых, на тот момент организация, которую запретили власти (Ассоциация), уже три года, как официально не существовала.
В 1993 году Фалуньгун был официально признан Китайским обществом изучения цигун, как подчиняющееся ему направление цигун. В тот же год и была создана Ассоциация Фалуньгун, с официальным названием «Общество по изучению Фалуньгун». В сентябре 1994 года и в 1995 году основатель данной практики Мастер Ли Хунчжи завершил проведение лекций соответственно в Китае и за рубежом. То есть данная организация, которая занималась организацией этих лекций, стала практически не нужна. В марте 1996 года она официально вышла из Общества изучения цигун и прошла весь юридический процесс своей ликвидации.
То есть в июле 1999 года китайские власти официально запретили организацию, которая юридически не существовала с марта 1996 года.
Второй документ. Запрет практиковать Фалуньгун членам компартии является внутрипартийным документом, касающимся очень небольшого числа граждан, по сравнению с общим их числом. Всего в КНР проживает более 1,4 млрд. человек, в то время как членов компартии насчитывается только более 70 млн.
Третий документ. Циркуляр министерства общественной безопасности о запрете был вынесен на основании первых двух документов министерства внутренних дел. Он не имеет законного обоснования, так как первые два документа не запрещают гражданам заниматься Фалуньгун.
При этом ни министерство внутренних дел, ни министерство общественной безопасности не пояснили, на основании каких конкретных действующих законов они приняли свои решения.
Министерство внутренних дел сообщило только, что Ассоциация Фалуньгун является «незаконной организацией» на основании «Правил регистрации общественных организаций».
Однако именно на основании этих документов по всей стране начались массовые облавы и аресты. По разным данным, за первые несколько дней были арестованы более 300 тысяч последователей этого духовного движения.
Неумелая попытка подвести под репрессии законодательную базу
В первое время многих сажали в тюрьмы и отправляли в исправительные лагеря без суда, так как не было ни одного закона, на основании которого можно было бы вынести приговор за практику Фалуньгун.
Впоследствии коммунистические власти восполнили этот пробел и попытались подвести под свою репрессивную политику юридическую базу.
30 октября 1999 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей ратифицировал «Решение о запрете организаций еретических религий и мерах предотвращения деятельности этих организаций и наказании». Так появилась статья 300 Уголовного кодекса КНР: «Препятствование исполнению государственных и административных законов путем создания и использования организаций сектантского и еретического характера».
Именно эта статья вплоть до настоящего времени используется в КНР большинством судов, связанных с Фалуньгун.
Однако нет ни одного заключения экспертизы и официального документа, в котором бы Фалуньгун был причислен к «организации сектантского и еретического характера».
Вскоре появился ещё один документ «Разъяснения Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры о практике рассмотрения судами дел с участием организаций сектантского и еретического характера» (части 1 и 2). Стоит отметить, что он не имеем юридической силы, так как принят с превышением полномочий и в нарушение закона. Статья 42 Закона КНР «О законотворчестве» устанавливает, что разъяснения принятого в установленном порядке закона может давать только Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.
А в 2005 году министерство общественной безопасности КНР издало документ, в котором 14 религиозных движений были причислены к «организациям сектантского и еретического характера». Важно не то, что данное министерство также превысило свои полномочия, так как оно не компетентно решать подобные вопросы, а то, что среди этих движений не было Фалуньгун, как не было упоминания об этой практике и в разъяснениях суда и прокуратуры.
На протяжении всех этих лет китайская компартия пытается убедить международное сообщество в том, что запрет Фалуньгун в стране осуществляется полностью в рамках законодательства. Однако из всего вышесказанного видно, что в стране с тоталитарным режимом законодательство является всего лишь инструментом в руках партии-диктора, которая манипулирует им по своему желанию.
Тем не менее, число жертв репрессивной политики компартии КНР с каждым годом растёт. Согласно неполной статистике Информационного центра Фалунь Дафа, в настоящее время в результате репрессий в КНР уже погибло 3397 сторонников Фалуньгун, сотни тысяч находятся в заключении в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях.