Китайские рабочие чистят декоративную стену здания в Пекине 16 апреля. Фото: Ван Чжао/AFP/Getty Images
Реальность: Китай далёк от того, чтобы превзойти США и мог бы сделать это только благодаря неудачам США.
Опубликованные 15 июля данные по ВВП Китая превысили ожидания — рост во втором квартале 2014 года достигает 7,5% в годовом исчислении. Экономисты ожидали 7,4 процента. Большинство людей считают, что если этот рост продолжится, Китай обгонит США в звании самой мощной экономики в мире. Не спешите, говорят Дин Чэн и Дерек Сиссорс из Heritage Foundation.
Этот главный миф породил и другие мифы. Менее чем за одно поколение мировая экономика ожидает нового лидера. Китай якобы будет [экономически] крупнее, чем США, и таким образом впервые за более чем 100 лет возглавит мировую экономику. Этот прогноз основывается лишь на нынешних показателях роста ВВП Китая и США.
Это ошибочно по многим причинам. Во-первых, ВВП далеко не так важен, как принято считать. Он не является показателем экономического благосостояния, это обманчивая мера годового внутреннего производства. ВВП не учитывает импорт, независимо от того, насколько он важен, но учитывает государственные займы как неизменно положительные, поскольку в расчёт берётся лишь текущий год. Так как это всего лишь средство учёта, изменения не влияют ни на что — ни на трудоустройство, ни на инфляцию и т.п.
Один год производства — это не «экономика». Более высшим понятием «экономики» является запас национального богатства — все активы, которые мы накопили за долгое время. Запас американского частного капитала в 2012 году составил около 70 триллионов долларов. Если использовать те же методы, какие используются для определения богатства США, то запас богатства Китая составляет $20 трлн — $25 трлн, хотя из-за государственной собственности активов и контроля цен это является очень грубой оценкой. Абсолютная величина пропасти между США и Китаем может достичь $50 трлн. Чтобы её преодолеть, потребуются десятилетия.
Или этого не произойдёт никогда. Другая часть того, что Китай обходит США, — экстраполяция. Экономические показатели Китая с 1945 по 1978 гг. очень мало значили по отношению к его экономическим показателям с 1979 по 2012 гг. А показатели 1979—2012 гг., вероятно, будут очень мало значить по отношению к показателям 2013—2046 гг.
Одной из очевидных причин этого является демография. Когда в 1978 году началась рыночная реформа, Китай был молодой страной с растущим объёмом рабочей силы. Тогда друг друга усиливали два фактора: рынок предоставлял возможности для всех, а количество рабочих стимулировало увеличение показателя экономического роста. Сейчас Китай является экономикой среднего возраста и быстро движется к тому, чтобы стать старой. Как ожидается, с 2010 по 2030 гг. количество людей в возрасте 60 лет и выше удвоится и превысит 350 млн. При таких условиях станут менее успешными даже самые блестящие методы действий.
То же самое справедливо и для материальных ресурсов. Безжалостные потребности городского развития и тяжёлой промышленности уничтожили пахотные земли, загрязнили воду и перегрузили местные поставки энергии и металлов. Хоть и доступен импорт, но собственный запас ресурсов Китая был исчерпан, и особенно острой является нехватка воды. Всё это бросает тень на устойчивое развитие страны.
Другими источниками экономического роста являются капитал и новаторские разработки. Китай сообщает, что его инвестиционные расходы на $1,5 трлн выше, чем объём инвестиций, которые в действительности вносят вклад в годовой ВВП. Частично это происходит из-за разницы в отчётности, но сотни миллиардов долларов тратятся ежегодно. Пекин позволяет в целом ряде секторов лидировать государственным предприятиям. Это оставляет мало побудительных причин для внедрения инноваций, как самими государственными предприятиями, так и небольшими частными фирмами, которые могли бы бросить им вызов.
Америка сейчас богаче, скоро станет [экономически] моложе, имеет больше ресурсов и более активно внедряет инновации. Китай не сможет ликвидировать разрыв в богатстве [между Китаем и США], разве что США безрассудно растратит свои преимущества посредством безответственных налогово-бюджетной, валютной и регуляторной политик.
Это часть 1 из серии статей, состоящей из трёх частей. Первоначально она опубликована на heritage.org.