ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайская валюта укрепляется в мире, но ещё не дотягивает до резервной

Великая Эпоха
Китайский клерк подсчитывает доллары США рядом с пачками китайских юаней в филиале Банка Китая, Ляньюньган, провинция Цзянсу, Китай

Китайский клерк подсчитывает доллары США рядом с пачками китайских юаней в филиале Банка Китая, Ляньюньган, провинция Цзянсу, Китай. Фото: ChinaFotoPress/Getty Images

Китай неустанно работает над тем, чтобы стимулировать использование своей валюты юань по всему миру. И у него это получается даже в Северной Америке.

Ранее в этом месяце премьер-министр Канады Стивен Харпер выступил посредником в сделке, согласно которой его страна станет первым обменным центром юаня в Северной Америке.

Во время визита главы Коммунистической партии Китая Си Цзиньпина в Австралию в Сиднее 17 ноября объявили, что город станет первым австралийским центром торговли китайским юанем. А Франкфурт, который стал 28 марта первым центром торговли юанем в еврозоне, провёл свои первые сделки в китайской валюте в этом месяце, сообщает Bloomberg.

В 2004 году Гонконг стал первым городом вне Китая, где местные банки стали принимать депозиты в юанях. Благодаря этому Китай добился большого прогресса на пути к тому, чтобы сделать юань международной валютой.

Эти клиринговые центры по торговле юанем будут способствовать большей двусторонней торговле между Китаем и его партнёрами. Больший объём двусторонней торговли и больше таких клиринговых центров в часовых поясах крупных международных финансовых рынков — это необходимые шаги для того, чтобы юань стал резервной валютой.

Становится очевидным, что китайские власти желают уменьшить зависимость от американского доллара как мировой резервной валюты. Сделав свою собственную валюту международной и добившись всё более широкого признания в резервных портфелях центральных банков, Китай сможет тогда больше брать в кредит у международных инвесторов для финансирования государственного дефицита.

Обширная география

Йоахим Нагель, член правления центрального банка Германии — Бундесбанка — сказал в своём выступлении во Франкфурте 17 ноября: «Это лишь вопрос времени, когда юань станет мировой резервной валютой», — сообщает Bloomberg.

По данным трёхлетнего исследования мировых валютных рынков Банка международных расчётов, в 2001 году юань имел долю менее 0,1% (35-е место) оборота внешнего валютного рынка. По состоянию на 2013 год, он владел уже долей 2,2% (9-е место).

Хотя может показаться, что это не так много, в 2013 году юань превзошёл евро в качестве второй после доллара США самой используемой валюты в расчётах по международным торговым операциям.

Счёт движения капиталов

Выгоды для торговых партнёров Китая ясны. Для иностранных компаний, ведущих бизнес в Китае, умение избегать ненужных транзакционных издержек перевода в американский доллар и желание получить более выгодные условия кредитования будут подстёгивать развитие торговли. Такие клиринговые центры будет содействовать развитию целого спектра финансовых продуктов и услуг в китайской валюте, что, кроме всего прочего, делает вклад в способность зарубежных компаний вести бизнес в Китае.

Китайские регуляторы предоставили канадским и австралийским финансовым учреждениям квоту 50 млрд юаней посредством их программы Renminbi Qualified Foreign Institutional Investor (RQFII). Она позволяет инвесторам покупать юаневые облигации или акции на рынках ценных бумаг Китая.

Нет никаких сомнений в позиции Китая как крупной мировой торговой силы. Это вторая по величине экономика в мире и крупнейший экспортёр в мире. Что бросается в глаза, так это его ограниченная интеграция капитала в глобальные рынки, и это является неотъемлемой частью политики реформ китайских властей.

Однако действительно международные валюты обычно связаны с большими, ликвидными и открытыми финансовыми рынками. Хотя Китай расширяет сферу юаня как торговой валюты, он далеко отстаёт от западных рынков с точки зрения ликвидности, верховенства закона и регулирования.

Если ему удастся решить эти вопросы, то юань действительно может стать мировой резервной валютой. Если нет, то юань останется тем, чем он есть сейчас: валютой, используемой для оплаты сделок.

Рахул Вайдьянат, Великая Эпоха

Читайте также:
В Китае обвал отрасли частного кредитования
Долговой пузырь Китая в истинном свете (часть 1)