Лю Цзи или Лю Бовэнь (1311—1375), выдающийся военный стратег и важнейший советник основателя династии Мин, был излюбленным персонажем многих китайских рассказов, в которых ему приписывались сверхъестественные способности и который оставил пророчество, сбывавшиеся после его смерти. Лю был известен и многими своими трудами по военной стратегии, общественном управлении, философии, астрономии и фэншуй.
Лю Цзи —надёжный и умелый советник. Иллюстрация: Б. Сяо/Великая Эпоха
Способный, но не оценённый монгольской династией Юань
В юности Лю славился своей отличной памятью. Согласно легенде, он мог цитировать книгу наизусть, прочитав её лишь один раз. В детстве у него был доступ ко многим великим классическим произведениям, в том числе к учению даосизма. Во времена правления монгольской династии Юань в свои двадцать с небольшим лет он сдал с отличием государственные экзамены на гражданскую службу. Это было чем-то из ряда вон выходящим, поскольку средний возраст кандидатов, сдавших такие строгие экзамены, составлял более пятидесяти лет.
Согласно летописи династии Мин (Ming Shi), служа династии Юань на протяжении более двадцати лет, Лю проявил себя как способный и праведный чиновник. Тем не менее, правительство не особо ценило его заслуги, и он ушёл в отставку, выйдя на пенсию в сорок с лишним лет.
Надёжный советник Чжу
В 1359 году Чжу Юаньчжан, будущий император династии Мин, во главе мятежников пытался увеличить свои владения на юге. Услышав о славной репутации Лю, Чжу отправил своих послов с подарками просить Лю стать его советником. Сначала Лю отказался, но после нескольких приглашений от одного из офицеров Чжу, Лю убедили поступить на службу к Чжу.
Встреча с Лю Цзи взволновала Чжу Юаньчжана. Особенно его впечатлили стратегии Лю о том, как стать лидером страны, объединив юг, а затем свергнуть монгольскую династию Юань на севере. Он немедленно назначил Лю своим главным советником.
Это оказалось одним из лучших решений принятых Чжу. В течение следующих восьми лет Лю Цзи давал разумные советы по поводу всех основных военных стратегий и политических событий. Он помог Чжу организовать серию сражений, одержал победу над двумя крупными военными силами на юге и даже спас жизнь Чжу в решающем сражении, сняв его с корабля, который в считанные секунды после этого был потоплен противником. В 1368 году Чжу покорил всех военачальников в Южном Китае и провозгласил себя императором династии Мин. Император сравнил Лю с Чжан Цзыфаном, самым выдающимся советником династии Хань.
В знак признания вклада Лю император приказал освободить от ежегодного повышения налогов в уезде Цинтянь, родных местах Лю, «чтобы народ родных мест Лю гордился и рассказывал истории о нём будущим поколениям».
«Мой старший дворянин» и его смерть
Как самого доверенного советника, Лю высоко ценил император за его мудрость и праведность. Император всегда приглашал Лю в отдельную переговорную комнату, чтобы обсудить важные вопросы, а Лю давал умелые советы, ничего не утаивая.
Лю консультировал императора в отношении конфуцианской классики. Чжу был настолько впечатлён, что стал называть Лю «Мой старший дворянин», что в устах императора звучало весьма уважительно.
Лю характеризовали как человека твёрдого и несгибаемого. Он в высшей мере презирал лесть и коррупцию. Некоторые честолюбивые коллеги при дворе его не любили, особенно те, кто стремился занять более высокое положение, будучи при этом менее добродетельным. Однажды Лю отклонил предложение канцлера и вместо этого дал императору свои справедливые и искренние комментарии о других кандидатах. Однако император не принял его совета, и Ху Вэйюн, один из кандидатов, о которых Лю высказался менее лестно, затаил на Лю глубокую обиду.
После ухода из политики Лю пытался жить просто и уединённо. Но это не спасло его от клеветы Ху Вэйюна. Император вызвал Лю в столицу и лишил его годового оклада. Несколько лет спустя, в возрасте 65 лет, Лю умер. Ходили слухи, что его отравил Ху Вэйюн и что за этой интригой стоял канцлер.
Пророчества Лю
Помимо достижений в политике, Лю был известен как поэт, писатель и астроном. Лю был излюбленным персонажем фольклора, в котором ему приписывались сверхъестественные способности.
Поговаривали, что он умел предсказывать грядущее и узнавать события прошлого на тысячу лет вперёд и назад. Поэтому некоторые учёные называли его «Божественным китайским Нострадамусом».
Одно из его самых знаменитых пророчеств известно как «Шаобин Гэ» (песня о китайском блине) — текст песни, который имел многочисленные толкования. Хотя подлинность его по-прежнему остаётся очень спорной, многие толкования как-будто соответствуют историческим событиям, произошедшим даже 600 с лишним лет после смерти Лю Цзи.
Читайте также: