Книга британского журналиста развенчивает миф о переменах в Китае
Великая Эпоха
Британский корреспондент Марк Невхэм (Mark Newham) несколько лет проработал в самом крупном китайском государственном СМИ — агентстве Синьхуа. Он написал книгу, которая в сатирической форме развенчивает представления о том, что в Китае произошли коренные перемены.
Марк сравнивает так называемые изменения в Китае, которые пытаются пропагандировать власти КНР, с вывернутыми наизнанку трусами. При этом сами трусы остались те же.
Недавно Невхэм рассказал о своей книге китайско-язычному отделению радио Би-би-си.
Марк шутливо сказал, что после первого года работы в Синьхуа в 2004 году, он ощутил, что ему необходимо побеседовать с психоаналитиком, чтобы сохранить нормальное психическое состояние.
Через три года он снова вернулся в Пекин и пробыл там до Олимпиады. Вместе с группой других корреспондентов западного происхождения он был в команде китайских СМИ, освещающих Паралимпиаду.
Как пишет Би-би-си, статус «Марка в Китае» был совсем не такой, как статус «иностранца в Китае», так как Марк получил доступ в святая святых огромной машины пропаганды компартии, куда для большинства иностранцев путь закрыт.
Всё то, что он увидел и ощутил, работая в Синьхуа, опытный журналист систематизировал и изложил в книге «Хромая свинья и цирк пяти колец» («Limp Pigs and the five-ring circus, Pen Press»), которая вышла в свет в Англии в январе этого года. На обложке книги под названием написано: «Раскрытие тайны! Пекинская Олимпиада, о которой вы не знаете и свидетелем которой я имел несчастье быть».
Однако содержание книги не связано со свиньёй и цирком, а также с самой Олимпиадой. «Я не специалист по китайскому языку и не китаевед, я просто написал то, что видел своими глазами», — поясняет Марк.
Работать на Синьхуа Марка пригласили в качестве редактора английского языка.
Его долго уговаривали, так как вначале он вообще считал унижением для себя, как профессионального журналиста, работать в системе пропаганды тоталитарного режима. Но потом ему намекнули, что хотят, чтобы он помог агентству «модернизироваться», «отбросить пропагандистский уклон» и «постепенно выйти из-под контроля правительства». Именно эти благие цели и сыграли роль — Марк поверил в то, что действительно может помочь китайским СМИ стать независимыми.
Как корреспондент, Марк не смог упустить шанс стать свидетелем настоящего преобразования Китая. И он согласился.
Конечно, потом он понял, что его обманули. Агентству Синьхуа просто надо было научиться подавать пропаганду, ориентированную на западных людей, с учётом их восприятия и менталитета.
Марк с уверенностью говорит, что в Китае не произошло никаких социальных и политических перемен. По его мнению, большинство иностранных СМИ и различных авторов, пишущих про Китай, видят лишь пышность и роскошь крупных городов, «они считают, что шанхайский район Пудун отражает весь Китай».
Работавший в международном отделе агентства Синьхуа Марк Невхэм посещал районы «настоящего Китая», куда не пускают туристов, и получал информацию о событиях, которые недоступны широкой аудитории.
Марк говорит, что если кто-то ещё питает иллюзии насчёт перемен в Китае, то даже официальное высказывание Ху Цзиньтао должно их протрезвить. Выступая с речью во время мероприятий, посвящённых 30-летию реформ и открытости, нынешний лидер компартии ясно сказал, что реформы в политическом строе Китая не будут, как экономика, идти по пути структурных изменений.
По словам британского корреспондента, в Китае не только не произошло никаких коренных перемен к лучшему, но в некоторых вопросах, например в области свободы СМИ, наоборот наблюдается регресс и контроль над информацией со стороны властей только усиливается.
Проработав год в Синьхуа, контракт Марка закончился и он уехал домой. Но потом снова вернулся в агентство, «чтобы до конца разобраться в некоторых явлениях и прояснить для себя некоторые вопросы». В то время он уже начал писать книгу и уже знал, какая работа его ожидает.
Марк считает, что после публикации его книги, которая буде переведена на китайский язык, скорей всего в Китай ему теперь дорога заказана. Он подчёркивает, что не хотел очернить или обидеть китайский народ. С помощью английского юмора он выразил возмущение и гнев, которые появляются у человека, находящегося в оковах политического режима.
В книге поднимаются следующие вопросы: «Почему инфраструктура и архитектура общества и политической системы в Китае, похоже, идут по другой колее развития, нежели экономика? Почему они двигаются такими медленными шагами и даже порой двигаются назад?»
По мнению Марка, причина этого в системе власти.
«Некие люди хотят защитить свои посты. Некоторые боятся, что перемены могут лишить их власти. Подобная боязнь политиков существует во всех странах, и в Англии, и в США это есть. Разница только в том, что британские политики вынуждены задумываться о мнении избирателей, а в Китае чиновники не были избраны народом. На Западе люди могу выбирать какие газеты им читать и какие телеканалы смотреть, а в Китае такого выбора у людей нет», — говорит Марк.