ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Экоскульптура

Великая Эпоха

Игорь Иванов на фоне «Восхода серебряной луны». Фото: Татьяна Серебрякова/The Epoch Times
Игорь Иванов на фоне «Восхода серебряной луны». Фото: Татьяна Серебрякова/The Epoch Times
В старинной части Петербурга открылся новый культурный центр «Толстой Сквер», а в нем особая выставка скульптуры «Металл Скреп Арт». Позвольте, разве этому городу недостаточно Эрмитажа и Русского музея? Разве не лучше говорить по-русски? Вы правы, придирчивый читатель.

Однако наша жизнь состоит из многих парадоксов, и может быть, они не так уж плохи, если будоражат наше вялое сознание, способны вызвать улыбку, заставляют задуматься.

Однако для точности понимания и сугубого реализма переведём название выставки. «Металл Скреп Арт» – Искусство металлического лома, то есть утиля. Не аппетитно? Опять вы правы. Если судить поверхностно.

Историки искусства называют это направление «скреп арт» или «трэш». Впервые предметы утиля использовал для создания коллажей немец Курт Швиттерс еще в первой половине прошлого века. Сегодня основательницей трэша называют Одри Тичинг, для которой он стал выражением протеста против «полированной культуры» и способом противостоять гламуру.

Разумеется, «скреп арт» – это не те высокие образцы классического искусства, на которых знакомят детей с мировой историей живописи и скульптуры, которые и должны служить базой для образования. Однако, не так ли, что человек находится в постоянном поиске и развитии?

Знакомство с выставкой «Металл Скреп Арт» действительно вызывает самые разнообразные, последовательно возникающие чувства: недоверие, удивление, улыбку и эстетическое удовлетворение от игры воображения и глубины мысли, находчивости и мастерства рук, фантазии и… нежных чувств мастеров. Своеобразный изыск.

«Это особое чувство, когда входишь в выставочный зал и видишь, как изкультурных остатков, жалких отбросов повседневного быта рождается новый мир, прекрасный, органичный, и что удивительно, живой», – считают не только организаторы, но и посетители.

Художники Игорь Иванов, Татьяна Шубина и Ольга Ардовская создают свои «железные» произведения из частей самых обыденных предметов: ключей, замков, колесиков, детских игрушек, старинных деталей часов, гаек и прочего, что служило людям, но жаль было выбросить: сделали-то все это руки человеческие, вложили свой труд. А вот теперь пусть еще послужат, и дом очистится.

Игорь Иванов уже более десяти лет создает рельефные картины, называя себя мастером реинкарнации железа, которому как художнику «не хватало объема в живописи». Представленные на выставке панно – это фантастические пейзажи городов, может быть, уже не очень далекого, полностью индустриального будущего человечества. Картины привлекают художественным исполнением, внешней красивостью и одновременно пугающим предостережением, как американские фильмы о новой эре.

Мастера также притягивает неизведанный и загадочный мир воды, океана. Он автор известной теперь уже многим по выставке в Русском музее серии «Рыбы». «Вдохнуть жизнь в мусор и подчинить идее», – так определяет он свое искусство. И. Иванов считает свою миссию очистительной: «Живем в эпоху цивилизации потребителей. Поможем планете, используя упаковку как рабочий материал. Дадим вещам, которые сделали человеческие руки, достойную пенсию».

С 2003 года работают в одной мастерской и участвуют в совместных выставках Татьяна Шубина и Ольга Ардовская. Чем привлек их, молодых изящных девушек, металл – один из пяти первоэлементов вселенной? «Никто нас не учил, – говорит Татьяна, – металл привлек тем, что в нем есть красота сильного характера, строгость». Поистине противоположности притягиваются. Работают девушки вместе, но почерк у них разный.

Татьяна создает своих насекомых и животных молчаливыми, но своим внешним строгим обликом и легким комизмом материалов, составляющих их нынешнее воплощение, они заставляют вглядываться и стараться понять, что сообщает автор. Например, о своем огромном «Таракане» она говорит: «У него тоже есть душа, может быть, он очень милый». Объемные сценки Ольги наполнены чувством и теплом. Скульптурная композиция «Двое» – убогий старичок и прильнувшая к нему собака – вызывают сочувствие и желание помочь. Сама Ольга говорит, что ее привлекает в этом виде искусства возможность «вступить в диалог, передать свою идею и настроение».

Думается, правильно будет сказать: важен не материал, важно то, что вкладывает в произведение автор. Эту новую выставку уже ждут в Новосибирске и других городах.

Татьяна Серебрякова. Великая Эпоха