ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

«Цвет граната» – тема OPEN CINEMA

Великая Эпоха

Из любой точки зала за вами следит спокойный, призывающий к общению взгляд мудреца. Фото: Татьяна ПЕТРОВА/The Epoch Times
Из любой точки зала за вами следит спокойный, призывающий к общению взгляд мудреца. Фото: Татьяна ПЕТРОВА/The Epoch Times
Все переплетено в человеческом мире. Не странно, что в одном из зданий бывшей царской тюрьмы – Петропавловской крепости – открылась выставка легендарного кинорежиссера Сергея Параджанова в год его 85-летия. Не случайно она совпала с проходящим в Петербурге V Международным кинофестивалем OPENCINEMA. Организаторы проводят его под знаком творчества этого удивительного кинорежиссера. Художника. Страдальца. Мудреца.

Щемящие, торжественно-печальные, но не трагические звуки дудука, «простой дудки из абрикосового дерева», наполнили зал. Они зарядили спокойствием и вниманием многочисленных зрителей и ввели их в мир воспоминаний. Живо встали перед мысленным взором сцены из фильма «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана, перемежаясь с мозаикой вспышек из непонятного и завораживающе-прекрасного «Цвета граната» о жизни средневекового поэта Саят-Новы.


Вспомнилась и непростая судьба Сергея Параджанова. Он армянин, родился в Тбилиси 9 января 1924 года. Там он обучался и вокалу, и инженерному делу. Позднее окончил режиссерский факультет ВГИКа, а жил в основном в Киеве и работал на киностудии им. Довженко, где снял нескольких художественных и документальных фильмов.


Подлинная известность пришла к Параджанову после создания в 1964 году фильма «Тени забытых предков», удостоенного трех десятков наград на престижных мировых фестивалях. Свой лучший фильм «Саят-Нова» режиссер снял в Армении. Но цензура, сильно сократив, под названием «Цвет граната» с трудом пропустила «нереалистичное» произведение, в котором «неизвестно о чем думает герой». Эта лента стала первым советским фильмом, получившим приз «Ника». Независимость и непростой характер вызывали раздражение властей, и режиссер был «удостоен» на родине почти семью годами заключения.


Жить в столицах таким людям не позволялось, и С. Параджанов, лишенный паспорта и прописки, после тюрьмы осел в Тбилиси, где в 1988 году вышла его последняя законченная картина – «Ашик-кериб», снятая по поэме Лермонтова. В следующие годы Параджанов писал сценарии, занимался особым видом прикладного искусства – коллажами, которые он называл «спрессованным фильмом». Неизлечимая болезнь не позволила режиссёру закончить автобиографический фильм «Исповедь». 21 июля 1990 года Параджанов скончался в Ереване и был захоронен в национальном Пантеоне.


Смело скажем, что Сергей Параджанов не забыт не только в Армении. Решением ЮНЕСКО 1999 год был назван его годом, его имя также присвоено одной из планет. В Ереване в специально построенном здании создан музей Параджанова. Украина составила список 100 великих украинцев, Параджанов – среди них.


В Петербурге на открытие выставки «Мир Сергея Параджанова – искусство без границ» пришло неожиданно много для лета почитателей его таланта, в том числе молодых.


Торжественное открытие выставки одновременно явилось началом фестиваля OPEN CINEMA. Известный режиссер, член жюри фестиваля Сергей Овчаров сказал о Параджанове: «Он осеняет своим фантастическим творчеством всю жизнь. Осеняет всё во времена бездуховности».


Фестиваль и выставка открылись символически: не было ленточки – был разломлен роскошный гранат, явивший сочные яркие зерна. Гранат у многих народов – это символ жизни.


Директор музея Параджанова Завен Саркисян рассказал, что музей режиссера в Ереване очень популярен, а «искусство Параджанова востребовано, потому что несет Красоту и Добро». Поэтому особенно важно знакомить с ним молодых, «чтобы они узнавали не понаслышке об этом диссиденте в искусстве». Саркисян назвал основным качеством режиссера способность «добраться до души народа».


Сегодня Сергей Параджанов живет в своих произведениях: фильмах, фотографиях, коллажах. На выставке чуть больше 40 работ. Известно, что Параджанов охотно позировал многим известным фотомастерам. Портреты, представленные на выставке, – это совместный труд фотографа и режиссера. Кроме них, можно увидеть также репродукции его коллажей и рисунков.


Присутствие Параджанова на выставке ощущает даже твердый атеист: из любой точки зала за вами следит пронзительный, спокойный, призывающий к общению взгляд мудреца.



Татьяна Петрова. Великая Эпоха