Последний бой Бронзового солдата в Эстонии или диалог глухих
Великая Эпоха
Утром в четверг, 27 апреля, после горячих дискуссий, продолжавшихся в течение нескольких месяцев, был демонтирован, распилен на части и увезен памятник советским воинам-освободителям в центре г. Таллинна. Решение о сносе монумента привело к массовым волнениям и столкновениям в центре эстонской столицы, в результате которых было арестовано более 300, ранено около 60 и один человек погиб.
Реакция России не заставила себя ждать. Совет Федерации призвал президента немедленно разорвать дипломатические отношения с Эстонией. Сторонники партии "Справедливая Россия", движений "Наши" и "Молодая гвардия" организовали бессрочные акции протеста у эстонского посольства в Москве, которое, в свою очередь, 28 апреля заявило об остановке своей работы «до того момента, пока дипломатической миссии не будет обеспечена безопасность».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил: «То, что происходит в Эстонии, не укладывается в рамки какого-либо здравого смысла». Лужков и правительство Москвы призвали государственные и муниципальные организации России к бойкоту Эстонии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров пообещал, что Россия "будет делать серьезные шаги" в отношении Эстонии.
Реакция со стороны международного сообщества была менее однозначной. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал Россию и Эстонию к примирению и осудил ночные беспорядки в Таллинне. Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден осудил демонтаж, хотя и выразил мнение, что памятник советским войнам в центре эстонской столицы действительно выглядит неоднозначно, учитывая всю сложность исторических отношений между Россией и Эстонией. Координатор внешней политики Европейского Союза Хавьер Солана негативно отозвался о беспорядках в Таллинне и выразил свою солидарность с эстонским руководством. Бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер дал негативную оценку действиям эстонских властей. По его мнению, проведение эксгумации является «дурным тоном и неуважением к памяти этих солдат».
Безусловно, позиция экс-канцлера Германии, в частности, чей отец погиб во Вторую мировую войну на Восточном фронте, и немецких властей в целом не может не вызывать восхищения. В Германии никому и в голову не приходит возможность демонтажа памятника воину-освободителю в Трептов парке в Берлине, а немцы, к их чести, ухаживают за могилами и своих солдат, и погибших в Германии советских (которые находятся в лучшем состоянии, чем отдельные воинские захоронения в самой России). Вот уж у кого бы следовало поучиться эстонцам. И не только им.
Российские официальные лица, часто обвиняя западные страны в двойных стандартах, сами ведут себя так же и в своих высказываниях иногда проявляют однобокость. Постоянно говоря об освобождении Красной армией Европы от нацизма, они едва ли интересуются мнением по этому поводу народов восточноевропейских стран.
Касаясь этой проблемы, стоит привести отрывок из письма знаменитого белого генерала Антона Деникина, чье доброе имя за последние годы было восстановлено, написанного в мае 1946 года полковнику Колтышеву: «После блестящих побед Красной армии у многих людей появилась аберрация..., как-то поблекла, отошла на задний план та сторона большевицкого нашествия и оккупации соседних государств, которая принесла им разорение, террор, большевизацию и порабощение... Вы знаете мою точку зрения. Советы несут страшное бедствие народам, стремясь к мировому господству. Наглая, провокационная, угрожающая бывшим союзникам, поднимающая волну ненависти политика их грозит обратить в прах все, что достигнуто патриотическим подъемом и кровью русского народа...».
Не надо забывать, что это написано человеком, посвятившим свою жизнь служению России, настоящим патриотом, который в годы Второй мировой, находясь в оккупированной Франции, наотрез оказался сотрудничать с немецкими властями и с болью в сердце переживал поражения советских войск в начале Великой Отечественной войны.
Нетрудно представить, как, в таком случае, к принесенному Красной армией «освобождению» относятся в Эстонии, где в 1940 году, а затем после войны тысячи невинных людей пострадали от массовых репрессий и депортаций. Но одно упоминание этого факта часто вызывает обратную реакцию вроде: «А они за фашистов многие воевали».
Тут надо сказать, что реальные преступления, совершенные коммунистами и в самом деле были весьма эффективно использованы геббельсовской пропагандой для пополнения рядов немецкой армии за счет граждан советских республик, и не только в Прибалтике, что, конечно, ни в коем случае не оправдывает палачей, участвовавших в карательных операциях нацистов. При этом не надо забывать, что к концу войны немцы, как, впрочем, и советское руководство, не спрашивали особого согласия людей, которых мобилизовали в свои армии.
Вернемся к демонтажу Бронзового солдата в Таллинне. В данной ситуации одним из решений могло бы стать предложенное ранее перезахоронение останков солдат в России. Так или иначе, для решения проблемы необходимо, чтобы обе стороны хотя бы сделали попытку прислушаться друг к другу. России, вместо угроз об экономических санкций, следовало бы задуматься, в чем причина столь негативного к себе отношения со стороны многих бывших советских республик и восточноевропейских стран.
Президент Эстонии Тоoмас Хендрик Ильвес, отвечая на вопрос одного из читателей BBCRussian.com и российского Интернет-портала Rambler.ru о том, сколько времени должно пройти, прежде чем забудутся те неприятные моменты истории, которые были между двумя странами, сказал:
«Я не знаю, сколько именно времени потребуется на это, но знаю, что это нужно. А для этого Россия должна сделала то, что сделали эстонцы. Уже составлен первый том, документирующий многие факты прошлого, включая военные преступления, совершенные эстонцами. У нас были не только эстонцы, которых призвали в немецкую армию, но были и те, кто совершил военные преступления. Все это там отражено».
Эстонии необходимо, в свою очередь, попробовать понять, что поступки вроде разгона полицией демонстраций, выражающих протест против решения правительства, не делают чести стране, считающей себя демократической. А что касается могил советских солдат, все же неплохо было бы присмотреться к примеру Германии, о котором говорилось выше.
Но пока, к большому сожалению, обмен мнениями между двумя странами остается похожим на диалог двух глухих.