Бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в среду принес извинения за свое отношение к кризису с коронавирусом, заявив, что его правительство "сильно недооценило" риски.
Выступая перед официальным следствием по делу о борьбе Великобритании с пандемией, Джонсон заявил, что берет на себя ответственность за все принятые решения и понимает гнев общественности после того, как следствие узнало о некомпетентности правительства в ходе борьбы с крупнейшим кризисом в сфере здравоохранения.
Джонсон сказал, что COVID-19 сначала появился как "облако на горизонте", а не как "тайфун", который впоследствии убил более 230 000 человек в Великобритании и заразил еще миллионы.
Изначально Джонсон заявлял, что не верит прогнозам о количестве смертельных случаев, поскольку предыдущие страшилки, такие как пандемия свиного гриппа и коровье бешенство, заканчивались гораздо меньшим числом жертв, чем ожидалось сначала.
Бывший премьер-министр признался, что прочитал протоколы ключевой научной консультативной группы правительства лишь пару раз, несмотря на то, что их выводы привели к крупнейшему ограничению свобод в Великобритании со времен Второй мировой войны.
"Могу ли я сказать, что понимаю чувства жертв и их семей и глубоко сожалею о боли, потерях и страданиях", — сказал он.
Джонсон, занимавший пост премьер-министра в течение трех лет с 2019 по 2022 год, ушел в отставку после серии скандалов, в том числе сообщений о том, что он и другие официальные лица присутствовали на вечеринках на Даунинг-стрит в период 2020 и 2021 годов, когда большинство жителей Великобритании были вынуждены оставаться дома.
В начале пандемии Британия была исключением в Европе, когда крупные общественные мероприятия оставались открытыми, несмотря на то, что в новостях показывали переполненные итальянские больницы.
Бывшему премьер-министру неоднократно задавали вопросы о том, не слишком ли долго он ждал, чтобы ввести режим изоляции в начале 2020 года, и не привело ли это к тому, что Британия оказалась в числе стран с одним из самых высоких в мире уровней смертности от пандемии.
Отрицая свою нерешительность, Джонсон сказал, что между министрами и чиновниками постоянно возникали споры о том, как реагировать, а старшие министры не хотели вводить ограничения на передвижение населения.
Джонсон прибыл на заседание более чем за три часа до начала слушаний, избежав встречи с семьями погибших от COVID-19, которые хотели встретиться с ним лицом к лицу.
Начало заседания было сорвано протестующими.
Аамер Анвар, адвокат, представляющий интересы семей погибших от COVID, заявил, что Джонсон руководил "смертоносной культурой безнаказанности и некомпетентности" и обращался с людьми как с "токсичными отходами".
В ходе расследования были заслушаны свидетельства бывших советников о том, что Джонсон хотел позволить вирусу распространиться, а не отдавать приказ об очередной изоляции, и однажды он ответил: "Пусть трупов будет много".
Джонсон сказал, что оскорбительные переписки между чиновниками иногда бывают "творчески полезными".