ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Просочившиеся файлы показывают, как Китай и Россия сотрудничают в вопросах ограничения прав и свобод

Великая Эпоха
Президент России Владимир Путин встречается с лидером Китая Си Цзиньпином в Кремле в Москве 21 марта 2023 года. (Pavel Byrkin/Sputnik/AFP via Getty Images)

За несколько лет до того, как китайский лидер Си Цзиньпин и российский президент Владимир Путин объявили о партнерстве "без ограничений", а Кремль ввёл жёсткую цензуру после полномасштабного вторжения в Украину, Пекин и Москва уже обменивались методами и тактикой мониторинга инакомыслия и контроля в Интернете.

О растущем сотрудничестве между двумя странами свидетельствуют документы и записи закрытых встреч в 2017 и 2019 годах между чиновниками из Администрации киберпространства Китая (CAC), главного регулятора интернета, и Роскомнадзора, государственного органа, отвечающего за контроль над российским интернетом. Файлы были получены российским отделом расследований RFE/RL (известным как "Система") от источника, имеющего доступ к материалам DDoSecrets, — группы, которая публикует просочившиеся и взломанные документы, сообщает Radio Free Europe.

Пекин и Москва углубляют свои связи в течение последнего десятилетия, и контроль над потоком информации в Интернете был одним из основных направлений этого сотрудничества с момента первой поездки Си в Россию в качестве главы государства в 2013 году. В последующие годы это сотрудничество расширилось благодаря ряду соглашений и встреч на высоком уровне в Китае и России.

Файлы позволяют взглянуть на некоторые из этих обсуждений, о содержании которых ранее не сообщалось, и дают представление об уровне сотрудничества между Китаем и Россией в вопросах мониторинга и ограничения Интернета.

В ходе этих обсуждений, структурированных в виде протоколов встреч, аудиозаписей, письменных обменов и электронных писем, которые были проверены RFE/RL, российские чиновники, как видно, просят практического совета и ноу-хау у своих китайских коллег по целому ряду тем, включая то, как нарушить работу инструментов обхода, таких как VPN и Tor. Они также ищут способы взлома зашифрованного интернет-трафика, а также обращаются за советами к опыту Китая в регулировании платформ обмена сообщениями.

В свою очередь, китайские чиновники обращаются к российским экспертам по вопросам регулирования СМИ и борьбы с инакомыслием.

В ходе обмена информацией в 2019 году чиновники из CAC также обратились в Роскомнадзор с просьбой заблокировать ряд связанных с Китаем ссылок на новостные статьи и интервью, которые, по их мнению, "носят опасный характер и наносят ущерб общественным интересам".

В июле 2017 года, Александр Жаров, занимавший пост главы Роскомнадзора до 2020 года, попросил китайскую делегацию во главе с Жень Сянлином, в то время заместителем министра CAC, помочь организовать визит российских специалистов в Китай, где они могли бы изучить работу проекта "Золотой щит" — всеохватывающей системы цензуры и наблюдения в Интернете, которая помогает создать то, что в народе известно как "Великий китайский файервол".

Итоги этого визита не изложены в полученных RFE/RL файлах, а Роскомнадзор и МИД Китая не ответили на вопросы о содержании материалов.

Месяц спустя Жаров и группа сотрудников Роскомнадзора встретились в Москве с китайской делегацией во главе с Чжуан Жунвэнем, который был назначен главой CAC в 2018 году.

Согласно показаниям и записям встречи, 17 июля 2019 года представители Роскомнадзора интересовались китайским опытом противодействия попыткам обойти блокировку, при этом Жаров привел в качестве примера неудачные попытки ведомства заблокировать Telegram в 2018 году.

Российская сторона также заявила, что хочет узнать, как Китай использует искусственный интеллект для выявления и блокировки "запрещенного контента". Ответа китайской делегации в файлах нет, но расследование RFE/RL от 2023 года показало, что Роскомнадзор начал использовать искусственные нейронные сети для отслеживания россиян в Интернете, в частности, для поиска постов, оскорбляющих Путина или призывающих к протестам.

В кулуарах Всемирной интернет-конференции в китайском городе Учжэнь в октябре 2019 года Роскомнадзор и CAC подписали соглашение о сотрудничестве по противодействию распространению "запрещенной информации". Полученные документы показывают отдельные запросы CAC в декабре 2019 года на блокировку информации внутри России под прикрытием этой сделки.

Среди этих запросов, изложенных в трех отдельных письмах, содержащих ссылки на статьи и сайты, китайские чиновники просили подвергнуть цензуре: статью BBC на китайском языке о "туалетной революции", государственной кампании, начатой в 2015 году с целью улучшения санитарных условий в Китае; сообщение в блоге, обсуждающее слухи о травме спины Си, которое получило менее 4000 просмотров; и ссылки на GitHub, сайте по разработке программного обеспечения, которые описывают способы обхода китайского брандмауэра внутри страны.

Другие запросы затрагивали Великую Эпоху (российское издание), газету, которая освещала преследование духовной практики Фалуньгун в Китае.

Также запросы затрагивали профили на российском сайте социальных сетей "ВКонтакте". В одном из случаев пользователь поделился видеозаписью танцующей пары, очевидно, этнических уйгуров.

Пекин ведёт широкомасштабные репрессии против уйгуров и других мусульманских меньшинств в Синьцзяне, которые Организация Объединенных Наций назвала "серьезными нарушениями прав человека", а некоторые западные страны квалифицировали как геноцид.

Ещё один запрос касался профиля студента китайского университета, который разместил в социальной сети "ВКонтакте" видеоинтервью бывшего председателя КНР Цзян Цзэминя программе "60 минут" телеканала CBS (2000 год). В интервью затрагиваются вопросы прав человека, отношений между США и Китаем и свободы вероисповедания в Китае.

"Масштабы этих запросов довольно обширны, и интересно, что они выходят за рамки классического набора вопросов Пекина, таких как Синьцзян, Тайвань или Тибет", — сказал старший научный сотрудник Немецкого фонда Маршалла Эндрю Смолл.

RFE/RL не известно, как Роскомнадзор отреагировал на китайские запросы.

"Это широкомасштабный подход к управлению имиджем, и интересно, что Пекин считает, что может обращаться с такими широкими запросами к России", — сказал Смолл. "Это показывает, как эти вопросы решаются внутри Китая, и, возможно, намек на то, куда движется это сотрудничество".