ПЕКИН, 29 декабря (Рейтер) — В октябре Си Цзиньпин был переизбран на исторический третий срок правления, став самым могущественным правителем Китая со времен Мао Цзэдуна. Он опирался на Постоянный комитет Политбюро, состоящий из союзников, и не имел преемника, который мог бы бросить ему вызов.
Хотя недовольство по поводу его политики «нулевого COVID» и ее разрушительного воздействия на вторую по величине экономику практически не помешало Си продержаться еще пять лет на посту генерального секретаря правящей Коммунистической партии, 2022 год стал для 69-летнего лидера годом кризисов внутри страны и за рубежом.
Рост экономики Китая в 2022 году составит около 3%, что намного меньше официального целевого показателя в 5,5%, поскольку принятые в стране меры по борьбе с COVID привели к снижению потребления и нарушению цепочек поставок. В то же время кризис в огромном секторе недвижимости продолжает набирать обороты, сообщает Reuters.
Отношения Пекина с Западом ухудшились, что было усугублено «безграничным» партнерством Си с Москвой, заключенным незадолго до вторжения России в Украину в феврале, а также растущей напряженностью в отношении поддерживаемого США Тайваня, который Китай считает частью своей территории.
Си совершил первую с начала пандемии поездку за границу, встретившись в сентябре с президентом России Владимиром Путиным. В ноябре он встретился с президентом США Джо Байденом на саммите G20 в Индонезии, где обе стороны попытались стабилизировать отношения.
Позднее в том же месяце жители городов Китая вышли на улицы в знак протеста против почти трехлетнего удушающего контроля за распространением COVID-19. Такие широкомасштабные протесты Китай не видел с 1989 года.
На протяжении десятилетий Китай был основным двигателем экономического роста в мире, а также стержнем промышленных цепочек поставок. Длительный экономический спад или новые логистические сбои, будь то из-за COVID или геополитической напряженности, отразятся на глобальном уровне.
Сразу после октябрьского съезда Коммунистической партии мировые инвесторы сбросили китайские активы, а курс юаня упал до самого низкого уровня за последние 15 лет из-за опасений, что безопасность и идеология будут все чаще брать верх над экономическим ростом и международной разрядкой во время третьего срока Си.
После съезда Китай отменил политику «нулевого COVID-19» и заявил, что в 2023 году сосредоточится на стабилизации своей экономики стоимостью 17 триллионов долларов.
Эксперты предупреждают, что в Китае, где проживает 1,4 миллиарда человек, в следующем году может случиться более 1 миллиона смертей, связанных с COVID.
На ежегодном парламентском собрании в марте Китай завершит смену руководства: партийный глава Шанхая Ли Цян, близкий союзник Си, сменит уходящего в отставку Ли Кэцяна на посту премьера, которому было поручено управлять экономикой.
Всемирный банк ожидает, что оживление китайской экономики приведет к повышению темпов роста до 4,3% в 2023 году по сравнению с прогнозом в 2,7% на текущий год.
В дипломатическом плане Си, похоже, старается охладить напряженность в отношениях с Западом, несмотря на то, что Пекин пытается укрепить свою позицию в качестве противовеса порядку, сложившемуся после Второй мировой войны под руководством США, с помощью таких мероприятий, как недавний визит в Саудовскую Аравию.