За месяц до промежуточных выборов несколько компаний, занимающихся кибербезопасностью и аналитикой, забили тревогу: китайский коммунистический режим стремится повлиять на американских избирателей, чтобы разжечь межпартийную борьбу и пропагандировать Китай как пример превосходства диктатуры над демократией.
Среди этих фирм Mandiant, компания по кибербезопасности, недавно приобретенная Google, заявила, что отслеживает онлайн-кампанию, которую они назвали dragonbridge («драконий мост»), с июня 2019 года. В прошлом году Mandiant наблюдала за попыткой dragonbridge мобилизовать уличные протесты в США против антиазиатских настроений американцев. Деятельность кампании распространилась на десятки платформ социальных сетей на более чем семи языках. В этом году Mandiant наблюдала более утонченные операции с эскалацией риторики, отговаривающей американцев от голосования.
Эти наблюдения пролили свет на глобальные операции Коммунистической партии Китая (КПК) по влиянию на СМИ. На эту тему написана новая книга — «Глобальное наступление Пекина на СМИ: неравномерная кампания Китая по оказанию влияния на Азию и мир» (Beijing’s Global Media Offensive: China’s Uneven Campaign to Influence Asia and the World), которая предлагает всесторонний обзор с подробным описанием истории и деятельности традиционных и цифровых медиа-платформ.
В книге приводится пример информационного агентства Синьхуа, официального средства массовой информации КПК. Синьхуа «подписало соглашения о совместном использовании контента с широким кругом изданий в развивающихся и развитых странах, и в некоторых странах его все чаще рассматривают как источник новостей, не отличающийся от AP, Reuters и т.д.», — сказал в электронном письме The Epoch Times автор книги Джошуа Курланцик, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (CFR).
Хотя КПК контролировала или влияла на местные СМИ в других странах, в сочетании с кампаниями по дезинформации в Интернете, частично заимствованными у России, общая эффективность была неоднозначной, говорится в новой книге Курланцика.
По его мнению, поддержка КПК России во время войны в Украине нанесла ущерб ее глобальному имиджу, особенно в Европе. «Это также подорвало наступление Китая в СМИ и, наряду с другими факторами, такими как китайское экономическое принуждение и агрессивная дипломатия, привело к крайне негативному отношению к Китаю во многих странах», — добавил он.
Однако после того, как Си Цзиньпин закрепил свой третий срок до 2028 года в качестве генерального секретаря КПК, ожидается, что экспорт коммунистической пропаганды будет расти.
Во время посещения ежедневной газеты Народно-освободительной армии Китая (People's Liberation Army Daily) в декабре 2015 года Си сказал: «Где бы ни находились читатели, где бы ни находились зрители, именно туда должны протянуть свои щупальца пропагандистские сообщения, и именно там должны быть координационный и конечный центры пропаганды и идеологической работы».
25 октября, через несколько дней после 20-го съезда, партийная газета People's Daily опубликовала на Weibo, китайской платформе, похожей на Twitter, 40 лучших «крылатых фраз», используемых в официальных партийных отчетах. При этом официальные английские версии сопровождали китайские оригиналы.
Этот подход был направлен на то, чтобы обеспечить официальную версию партийного жаргона и вписать определения КПК в эти английские фразы при экспорте пропаганды, сказал «Голосу Америки» Санг Пу, политический комментатор и президент Тайваньско-гонконгской ассоциации. Он добавил, что «new journey» («новое путешествие»), английская версия первой фразы в списке, не содержит военного подтекста в китайском оригинале, и это типичная тактика в пропаганде КПК.
Курланцик сказал The Epoch Times, что заставить китайские государственные СМИ зарегистрироваться в качестве иностранных агентов в Америке — это эффективный инструмент, но это не поможет решить проблему обмена контентом или платных рекламных объявлений. Он сказал, что программы по «повышению грамотности американцев в вопросах понимания качественных источников» и «пресечению растущего использования Китаем дезинформации в Интернете» имеют важное значение.
Его три главные рекомендации для демократических стран — обучение граждан цифровой грамотности в распознавании дезинформации в Интернете, тщательная проверка иностранных инвестиций в медиа и информационный сектор на том же уровне, что и в полупроводники и другие чувствительные отрасли, и восстановление глобального бренда демократии для снижения привлекательности авторитарных режимов.
По материалам The Epoch Times USA