Поддерживаемая Россией Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) согласилась направить военные силы в Казахстан для борьбы с так называемой террористической угрозой.
Общая численность военных ОДКБ составляет около 3600 человек.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился за международной поддержкой к блоку бывших советских республик после того, как тысячи казахов по всей стране вышли на акции протеста, которые переросли в беспорядки и столкновения с полицией.
Чтобы сгладить ситуацию, Токаев отправил в отставку всех членов правительства в полном составе, однако беспорядки после этого не прекратились. Демонстранты продолжили протестовать против продолжающегося господства бывшего президента Нурсултана Назарбаева над страной.
В своём запросе о помощи Токаев заявил, что военная помощь необходима, чтобы помочь Казахстану преодолеть «террористическую угрозу». В телевизионном обращении президент поклялся, что он останется в столице Казахстана Нурсултане.
«Как глава государства… я намерен действовать максимально решительно, — сказал Токаев. — Что бы ни случилось, я останусь в столице. Это мой конституционный долг — быть с народом».
Председатель Совета безопасности ОДКБ, премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил в Facebook, что «ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету Республики Казахстан» со стороны внешнего вмешательства, ОДКБ направит Коллективные миротворческие силы в Республику Казахстан для «нормализации ситуации в этой стране».
Это первый случай, когда организация направит миротворцев для вмешательства в политическую обстановку в регионе.
Служба полиции Алма-Аты (каз. Алматы) также объявила, что будет проводить операцию по обеспечению правопорядка, сообщает ТАСС.
«В городе начата специальная контртеррористическая операция по установлению порядка, — говорится в заявлении. — Их нападение на Казахстан является актом агрессии и попыткой нарушить целостность государства».
Жителей города попросили сохранять «спокойствие и оказывать содействие правоохранительным органам в наведении конституционного порядка и обеспечении общественной безопасности» против «бандитов».
Тем не менее казахи выкладывают в социальные сети фотографии протестующих, которые продолжают митинговать по всей стране, многие скандируют «Старик, уходи» в адрес Назарбаева.
Протестующие в Алма-Ате, крупнейшем городе Казахстана, также вступили в столкновения с вооружёнными силами безопасности, штурмовали правительственные здания, подожгли президентский дворец Ак Орда, громили магазины и банки. Разграблено около 400 кафе и офисов. Пострадал и международный аэропорт.
По мере того как поддержка правительства Токаева ослабевает, полиция и военные отказываются нападать на протестующих. Поступают сообщения о том, что силы безопасности сдаются протестующим.
И это, несмотря на повсеместное отключение интернета и мобильной связи по всей стране.
Назарбаев ушёл с поста президента в марте 2019 года после тридцати лет правления, но сохранял контроль над правящей партией «Нур Отан» до 2 декабря 2021 года. Его дети занимают видное место как в «Нур Отане», так и в правительстве.
Протесты, начавшиеся 1 января в Мангистауской области, стали реакцией на повышение цен на топливо до 120 тенге с прошлогодних 60 тенге.
Ранее цены на нефтепродукты в Казахстане регулировались и субсидировались. Однако в 2019 году правительство решило перейти на электронную систему ценообразования, чтобы прекратить субсидирование внутренних потребителей сжиженного нефтяного газа (СУГ) и позволить рынку диктовать цены.
Это означает, что внутренняя торговля СУГ теперь осуществляется через торговые онлайн-платформы. В районах, где СУГ пользуется большим спросом, например, в Мангистауской области, где, по оценкам правительства, не менее 70% автомобилей работают на этом топливе, произошёл резкий скачок цен.
Однако правительство Казахстана отрицает, что в росте цен на топливо виновата новая система ценообразования, и указывает на розничную торговлю как на источник резкого роста цен.
Министр энергетики Магзум Мирзагалиев в своём заявлении от 2 января сказал, что в новой системе нет ничего плохого и что это вина автозаправочных станций, которые, по его словам, закупали сжиженный газ по 78 тенге за литр, но устанавливали розничную цену от 100 до 120 тенге с наценкой от 25 до 50%.
Мирзагалиев сказал, что это «выше, чем ожидалось, и даёт нам основания подозревать возможные ценовые спекуляции среди АЗС», сообщает Eurasianet. По его словам, рост цен был вызван увеличением спроса на сжиженный газ, несмотря на стагнацию производства газовой компании региона. Национальное антимонопольное агентство проводит расследование.
Новости об отставках появились после того, как в Мангистауской и Алма-атинской областях было объявлено чрезвычайное положение до 22 января из-за непрекращающихся протестов. Митинг в Алма-Ате собрал не менее 5 тыс. человек.
Президент Токаев 4 января призвал протестующих воздержаться от новых беспорядков в телеобращении и в «Твиттере». Он также объявил, что «в целях обеспечения стабильности в стране» правительство решило снизить цену на сжиженный газ в Мангистауской области до 50 тэнге за литр.
Однако казахи по-прежнему выкладывают в социальные сети видеозаписи протестов по всей стране.
Виктория Келли-Кларк — австралийский репортёр, специализирующийся на национальной политике и геополитической обстановке в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.