На выработанной шахте города Пиндиншань в центральной китайской провинции Хэнань рабочие просеивают дюны низкосортного угля, пытаясь извлечь последние калории энергии.
Но, несмотря на неожиданный энергетический кризис, который заставил власти искать возможность гарантировать поставки угля зимой, в старых шахтёрских районах Хэнани ничего не изменилось.
"Наш объём работы не изменился", — говорит Го Сянго, 50-летний водитель грузовика, стоящий в очереди на угольном складе в районе Лянбэй в восточном Пиндиншане.
В этом году цены на уголь в Китае подскочили до рекордного уровня, что дало отрасли новый подъём, а основной угледобывающий регион Внутренняя Монголия с начала октября увеличил ежедневную добычу на 420 000 тонн.
Однако китайский режим пытается сдержать рост цен, чтобы помочь испытывающим трудности элктростанциям и создать запасы угля на зиму, которая, как ожидается, будет одной из самых холодных за последние годы.
В то время как открытые рудники во Внутренней Монголии получили разрешение на временное расширение и увеличение производства, в других местах это оказалось легче сказать, чем сделать.
Многолетнее истощение запасов, жёсткие стандарты экологии и безопасности, удлинение сроков строительства шахт означают, что новые поставки затрудняются, и это делает энергетическую структуру Китая, в которой преобладает уголь, уязвимой для сбоев.
По мнению аналитиков, уголь не является самой надёжной формой энергии, он превратился в обузу.
"Уголь доминирует в энергетической системе страны слишком жестко и негибко, чтобы реагировать на изменения рынка", — говорит Юй Айкунь, исследователь аналитического центра Global Energy Monitor.
Государственное агентство по планированию, Национальная комиссия по развитию и реформам, не сразу ответило на просьбу о комментариях.
Два десятилетия назад частные предприниматели по всему Китаю воспользовались беспрецедентным бумом спроса на уголь, построив тысячи небольших шахт. Однако уровень безопасности был низким, и государственные СМИ регулярно сообщали о несчастных случаях со смертельным исходом.
В 2004 году китайский режим начал масштабные репрессии, закрывая нерегулируемые шахты и вытесняя частных операторов с рынка. С тех пор этот процесс продолжается, и значительная часть сектора консолидируется в крупные, самодостаточные государственные "базы по добыче угля".
Только с 2017 по 2019 год в Пиндиншане было закрыто 158 шахт, что составляет почти 40 миллионов тонн годовой производственной мощности, а общее количество работающих шахт сократилось до 273.
Годовое производство к 2019 году составило 27 млн тонн, по сравнению с более чем 30 млн тонн пятью годами ранее, и рынок теперь зависит от небольшого числа государственных поставщиков.
В этом году, когда цены выросли, поставщики Хэнаня попытались увеличить добычу, но их усилия были остановлены из-за нескольких несчастных случаев, в том числе, со смертельным исходом, что заставило власти остановить производство.
"Правительство провинции не хотело, чтобы аварии произошли во время празднования столетия коммунистической партии Китая", — сказал Юй.
Наводнения в июле также уничтожили много запасов в Пиндиншань и других местах. Несмотря на рост цен, общее производство в провинции фактически сократилось в годовом исчислении.
После столетия добычи, загрязнявшей водоснабжение и изрезавшей ландшафт просадками и токсичными породами, в Пиндиншане почти не осталось угля.
"Сейчас остались только крупные шахты", — говорит водитель грузовика Го. "Маленькие шахты больше не работают".
Нанимается охрана, но кучи излишков угля, хранящиеся на окраинах города Пиндиншань, имеют ограниченную экономическую ценность. Эти остатки можно использовать только в мастерских на заднем дворе или сжигать для приготовления пищи и отопления.
"Мы продаем этот материал на кирпичный завод", — говорит Чжан Тилян, 76-летний фермер, раскалывающий камни самодельной киркой. "Это отдала шахта, им это не нужно".
Рядом экскаваторы зачерпывали кучи породы и просыпали их через сита, чтобы отделить более мелкие и чистые куски угля.
Многие шахты Пиндиншань истощены, и хотя запасные мощности всё ещё строятся, включая проект расширения в Лянбэй и недавно введенную в эксплуатацию шахту в северном районе Сядянь, ни одна из них не будет готова вовремя, и не сможет своевременно воспользоваться преимуществами резкого роста цен.
Источник: The Epoch Times