Экономика Гонконга с 1997 года: рост со скоростью улитки (часть 2)
Великая Эпоха
Район Центр (англ. Central) в Гонконге, расположенный в северной части острова. Здесь находятся штаб-квартиры генеральных консульств и финансовых корпораций многих стран. Фото: Великая Эпоха
Власти Китая и Гонконга, похоже, не особо желают упоминать о вялом экономическом росте Гонконга. Молчание об этом хранят и гонконгские экономисты и специалисты.
Если сравнивать темпы экономического роста Гонконга и других стран за 15 лет с 1997 по 2012 гг., то станет очевидной проблема, которая терзает Гонконг последние десять лет. После того как Гонконг в 1997 году присоединился к Китаю, в росте его экономики и развитии общества произошли серьёзные изменения. За те 15 лет реальный ВВП Гонконга на душу населения увеличился с $27 300 в 1997 году до $36 796 в 2012 году, что составило рост в 34,06%. Это оказалось ниже, чем у стран, экономики которых считаются слабыми.
Это вторая часть статьи об экономике Гонконга. Рекомендуем также прочесть первую часть.
Далеко позади ближайших азиатских стран
В Восточной и Юго-Восточной Азии с 1997 по 2012 гг. наибольший рост реального ВВП на душу населения имел материковый Китай, — этот показатель увеличился семикратно. Частью причин этого экономического роста стали дополнительная стоимость полной монетизации, а также повышение курса китайского юаня по отношению к доллару США.
Для сведения: реальный ВВП на душу населения в Индии, экономика которой является крупной, но слаборазвитой, вырос в 2,48 раза.
По сравнению с другими странами Юго-Восточной Азии (ЮВА), гонконгский показатель роста значительно ниже. С 1997 по 2012 гг. показатель реального ВВП на душу населения в Малайзии увеличился на 127%, в Таиланде — на 167%, на Филиппинах и в Индонезии — на 230%, в Лаосе и Вьетнаме — соответственно на 313% и 383%.
Экономическая разница между этими странами и Гонконгом явно меньше. Они испытывают стремительный рост, в то время как Гонконг движется неуверенно.
Ниже чем в развитых странах
Имея более слабую экономику с умеренным ростом, Гонконг никогда не сможет догнать Америку и Англию. Даже Ирландия, чья экономика была близка к гонконгской в 1997 году, увеличила экономический разрыв.
Если предположить, что стремительный экономический рост слаборазвитых стран является естественным явлением, то экономическая дилемма Гонконга в последнее десятилетие в сравнении с развитыми экономиками становится ещё более заметной.
С 1997 по 2012 гг. реальный ВВП Америки на душу населения вырос с $31 573 до $51 749 при показателе роста 63,09%, что почти двукратно превышает гонконгский показатель роста.
В таком случае между Гонконгом и Англией складывается такая ситуация. Как раз перед тем, как Гонконгу была предоставлена независимость в 1997 году, реальный ВВП Гонконга на душу населения превысил ВВП его бывшей метрополии Англии.
Однако в следующие 15 лет разница между Гонконгом и Англией вновь постепенно увеличилась. В 2012 году реальный ВВП Англии на душу населения составил $39 093 с показателем роста 64,07%.
Ирландия имеет аналогичный Гонконгу размер населения и ВВП. В 1997 году реальный ВВП Ирландии на душу населения был в восемь раз меньше, чем у Гонконга.
Тем не менее, в 2012 году реальный ВВП Ирландии на душу населения достиг $45 932, благодаря чему Ирландия не только обогнала Гонконг, но и стала постепенно увеличивать эту разницу. В настоящее время ВВП Гонконга на душу населения даже не достигает 1/8 от аналогичного показателя Ирландии.
Паритет покупательной способности снизился
15 лет, с 1997 по 2012 гг., среднегодовой показатель роста в Гонконге держался на уровне 2%. Это было не только ниже, чем у Китая и других стран ЮВА, но и ниже, чем у трёх других азиатских тигров. Это было ниже, чем у Японии, Америки, Англии и даже чем у подвергшейся всеобщей критике Франции.
Для сравнения: за 15 лет до 1997 года темпы роста Гонконга всегда занимали одно из первых мест. За 15 лет после 1997 года, в соответствии с современными тенденциями, экономический рост Гонконга стал худшим в азиатском регионе.
Согласно расчётам Всемирного банка, ВВП Гонконга на душу населения в 2012 году в истинном значении, основанном на паритете покупательной способности, на самом деле является более низким, чем в 1997 году — примерно на $1000.
Гонконг пережил азиатский финансовый кризис в 1997 году. Но Южная Корея и другие страны ЮВА испытали тот же самый финансовый кризис и пострадали ещё сильнее, чем Гонконг.
Допустим, рост Гонконга ухудшается сильнее чем у этих стран в связи с тем, что это более развитая и зрелая экономика. Тогда, опять же, судя по ситуации в других развитых странах, таких как Америка, Англия, Германия и Япония, это не может быть действительной причиной.
Другими причинами могут быть изменения в производственной сфере, технологическая модернизация или резкие изменения в экономической среде. Но ни одна из этих причин не может объяснить скорость улитки, с какой происходит экономический рост Гонконга.
Вследствие этого источники полагают, что, должно быть, Гонконг остался позади в силу особых обстоятельств. В 1997 году единственным обстоятельством, имевшимся у Гонконга и отсутствовавшим у других стран, стал возврат в состав КНР, в результате чего многие люди подозревают, что это и есть настоящая причина ухудшения экономики Гонконга.