Американский профессор и консультант по вопросам менеджмента недавно вернулся домой после восьми лет работы с международными корпорациями и преподавания в нескольких китайских университетах. Он сказал, что в Китае он пережил много неприятностей и больше никогда туда не поедет.
«Сложнее всего в Китае мне было соблюдать этические принципы, основные ценности, которые нам, американцам, прививали с детства», — сказал д-р Линн Найт в интервью Великой Эпохе. «Когда вы попадаете в Китай, всё переворачивается вверх дном», — добавил он.
Доктор Найт получил степень магистра в области организационной психологии Гарвардского университета, диплом в сфере менеджмента Кембриджского колледжа и степень доктора в области менеджмента и управления персоналом университета Сан-Диего, США. Он имеет более чем 30-летний опыт в сфере развития персонала. Найт работал во многих международных компаниях и учебных заведениях, таких как BMW, ADL Corporation, Пекинская семейная больница, Банк Китая, Lenovo, Китайско-британский институт и Сельскохозяйственный университет Китая. Он проводил тренинги для многих руководителей такого уровня, как генеральные директоры, топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и руководители подразделений.
Доктор Найт сказал, что он, как и многие вначале 2000-х, полагал, что Китай является регионом экономического развития, и что здесь много возможностей для бизнеса международных организаций, которые могли бы использовать его опыт и знания.
Перед тем как отправиться в Китай в 2004 году, он планировал совместно с китайским партнёром «г-ном Ву» открыть в Китае консалтинговую компанию. С ним Найт познакомился через общего американского друга. Те, кто раньше вёл дела с китайцами, предупредили его, что необходимо иметь запасной план на случай, если дела пойдут не так. Они сказали ему, что лучше всего получить работу преподавателя в одном из университетов, ссылаясь на его докторскую степень и квалификацию. Тогда его точно возьмут на работу. Таким образом, с контрактом преподавателя в университете в Китае, а также имея потенциального делового партнёра, Найт чувствовал, что был на верном пути.
Однако деловые отношения не сложились, и преподавательская работа также началась не удачно.
Когда доктор Найт прибыл в университет Ян Энь (Yang En) в провинции Фуцзянь, он и девять других иностранных преподавателей, которых также взяли на работу в университет, обнаружили, что здесь «ужасные» условия.
«Когда вы просматриваете веб-сайт этого университета, что я и сделал когда был в Америке, то кажется, что это очень современное учебное заведение. Окрестности тоже казались очень современными. Внешне всё ничем не отличалось от любого другого университета в Америке. Но внешность обманчива», — сказал доктор Найт.
Университет расположен рядом с очень маленькой деревушкой, которая называется Мацзя. Это около двух с половиной часов езды на машине от Сямань, ближайшего большого города, где расположен международный аэропорт.
Д-р Найт сказал, что за считанные секунды после прибытия многие вопросы, которые уже были согласованы, вдруг изменились, включая контракт, условия жизни, оплату и количество студентов в классе.
Помещения, где они должны были жить, не были готовы к моменту их прибытия. И они были вынуждены несколько дней жить в старом грязном отеле. Квартиры, где они должны были жить, оказались не в лучшем состоянии. Там было очень грязно, не было ни водопровода, ни электричества.
«Нам сказали, „не волнуйтесь, мы позаботимся об этом, это лишь временные трудности“, но это продолжалось шесть месяцев», — отметил доктор Найт.
«Фраза „не беспокойтесь“ стала распространённым выражением во время моего пребывания в Китае, — добавил он. — Она означает: „Вы привыкните к этому“».
Одна из основных трудностей, к которой нужно было быстро привыкнуть, — это повсеместный обман, существующий в среде китайских студентов и преподавателей. Это, кажется, считалось нормальным явлением, отметил Найт. Он понял это за первые два месяца преподавания в университете Ян Энь, особенно во время первого экзамена, который он должен быть принять у студентов.
После того как он написал экзаменационные вопросы, ему сказали, что в специальной комнате нужно сделать копии вопросов для каждого студента. В день экзамена он раздал билеты, и студенты сели готовиться к сдаче экзамена, на написание которого, по его оценкам, необходимо было потратить примерно полтора часа. Но студенты из этого класса выполнили задание за 20 минут.
«Я был ошеломлён и думал про себя, ого, китайские дети действительно умные!» — сказал Найт. — Тогда я спросил себя, как возможно, чтобы все 110 китайских студентов с весьма ограниченными знаниями английского языка сделали всё так хорошо?».
Только позже он узнал от своих зарубежных коллег, что это коррупция. Когда он в специальной комнате копировал экзаменационные вопросы, то он оставил там копию номеров ответов — такое правило в этом учебном заведении. Люди, которые работают в комнате с копировальным аппаратом, потом продали студентам эти копии ответов.
Найт говорит, что им даже не нужно было читать вопросы, так как в экзаменационном задании нужно было только выбрать правильный ответ — «Да» или «Нет», и всё, что они должны были сделать — это запомнить порядок вопросов и соответствующие им ответы «Да» или «Нет». «И они очень хорошо их запомнили», — сказал доктор Найт.
«Мне стало неприятно. Это противоречит тому, чему нас учили, когда мы были студентами в Америке», — сказал он.
Полезный ресурс.