Исследователи и медицинская правозащитная организация раскритиковали недавние обещания ведущих медиков Китая о том, что страна откажется от изъятия органов у казнённых заключённых для трансплантации (операций по пересадке органов).
Перейти к просмотру видео об извлечении органов
В начале ноября крупный медицинский чиновник Китая сказал The Bulletin, главному изданию Всемирной организации здравоохранения, что Китай в начале следующего года начнёт постепенно отказываться от использования приговорённых к смерти заключённых в качестве источника органов.
Эти высказывания перепечатали многие СМИ как хорошую новость, но они скорее заслуживают критики, чем похвалы, по мнению Врачей против насильственного извлечения органов (DAFOH), медицинской правозащитной организации, офис которой находится в Вашингтоне.
«DAFOH обеспокоена тем, что заявленные изменения главным образом направлены на то, чтобы успокоить международное сообщество, в то время как безнравственное злоупотребление, связанное с трансплантацией органов, втайне будет продолжаться», — сообщила организация в пресс-релизе, отправленном вечером 5 ноября.
Большая часть деятельности по извлечению органов, которая происходила в Китае, проводилась тайно службами безопасности и военно-медицинским аппаратом. Десятки тысяч, а возможно и больше, таких операций по пересадке проведены с 1990-х гг., и объектами их были узники совести.
По словам исследователей, в 90-х гг. ради органов убивали уйгуров, а затем в 2000 г., через год после начала преследования Фалуньгун, мишенью стали задержанные последователи этой оздоровительной системы. Считается, что органы извлекли у более чем 60 тысяч последователей Фалуньгун, которых по сути казнили в процессе удаления органов.
Учитывая то, что китайский режим никак не подтвердил это и не выплатил компенсации за эти злоупотребления практикой трансплантации, исследователи ставят под сомнение основу этой новой, якобы чистой и этической системы.
Ван Хайбо, директор научно-исследовательского центра Китайской системы ответного реагирования по пересадке органов при Министерстве здравоохранения, сообщил The Bulletin: «Пора Китаю двигаться дальше и создать этичную и безвредную систему донорства органов».
По его мнению, использовать приговорённых к смерти заключённых в качестве источника органов «не является этичным и безвредным», и китайские специалисты по трансплантации пришли к единодушию, что с этой практикой следует покончить.
Общество Красного Креста Китая, подведомственная правительству организация, было назначено Министерством здравоохранения для того, чтобы создать и наладить работу системы донорства органов.
Центр изучения заболеваний печени в больнице Queen Mary при Университете Гонконга был назначен заведовать Китайским реестром по пересадке печени, который должен регистрировать все операции по трансплантации печени в Китае.
Жёстких сроков не определили, когда именно казнённых заключённых перестанут использовать ради их органов, и Ван не объясняет, каким образом будет подтверждено, что практика извлечения органов у заключённых действительно прекратилась.
Реестр органов печени в Гонконге ведётся непрозрачно, говорит Дэвид Мэйтас, соавтор книги о насильственном извлечении органов у последователей Фалуньгун, опубликованной в 2009 году.
В 2009 году у Мэйтаса появился доступ к этому списку, благодаря которому он сделал выводы о тенденциях трансплантационного бизнеса в Китае. К 2010 году доступ к этой информации закрыли, и он остаётся ограниченным по сей день.
В телефонном интервью Мэйтас сказал, что когда он публично спросил Вана о причине такой секретности во время Международного конгресса Общества трансплантации в Ванкувере в августе 2010-го, Ван ответил, что ему не хотелось бы, чтобы эту информацию использовали «неправильно» такие личности, как Мэйтас. «Это полная противоположность понятия о свободном доступе к информации», — сказал Мэйтас.
Утром 7 ноября на звонок в офис Вана никто не ответил.
Согласно информации на этом вэб-сайте, отчётность ведут трансплантационные центры по всему Китаю. Остаётся неясным, учитывают ли они в этом реестре операции по незаконной трансплантации, а также повлияет ли новая инициатива министерства здравоохранения на преступную деятельность военно-медицинского аппарата. Министерство здравоохранения не имеет власти над военными госпиталями Китая.
В течение многих лет органы безопасности и военные госпитали извлекали органы у политических заключённых, в основном, последователей Фалуньгун. При этом китайский режим нападал на критиков, которые пытались разоблачить эти преступления.
Большинство сообщений СМИ умалчивало об этой предыстории.
В интервью изданию the Bulletin Ван сказал: «Я верю, что Китай совершит большой скачок к успеху за довольно короткий период времени, благодаря одновременно правительственной поддержке и международному опыту».
Журналист Этан Гутман, который с 2006 года проводил расследование о причастности служб безопасности Китая к торговле органами, считает, что в этом «прыжке» Китай хочет «перескочить» через совершённые страшные преступления.
«Г-н Ван хочет, чтобы мы считали, что Китай может „запрыгнуть“ в систему этической трансплантации с помощью бюрократии, как будто на извлечение органов в Китае можно опустить глаза, словно это какой-то забытый случай времён китайского недоразвития и феодализма», — пишет Гутман в ответе электронной почтой.
Далее он продолжил: «Вину за умалчивание о медицинской резне десятков тысяч религиозных и политических диссидентов — уйгуров, тибетцев, Фалуньгун, христиан — нельзя возложить на китайский народ, и даже на медицинскую систему. Вина лежит на самой коммунистической партии».
Согласно исследованию Гутмана, уйгуры, тибетцы и последователи Фалуньгун стали мишенью для извлечения органов, которое проводили сотрудники военно-медицинских учреждений, работавшие вместе с сотрудниками служб безопасности.
«Это вовсе не медицинская реформа. Это покрывательство, бесстыдная попытка сменить тему, чтобы выиграть время и „закопать“ преступление против человечности», — пишет Гутман.
«О каком „скачке“ говорит Ван? Это скачок над массовой могилой 65 тысяч человек. И партия делает такой отвратительный поступок на глазах у всего мира», — сказал исследователь.
Мэтью Робертсон, Великая Эпоха