ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В Китае накануне партийного съезда арестовывают жалующихся на власти

Великая Эпоха
За неделю до 18-го съезда партии, где будут определены лидеры компартии на следующие 10 лет, в Шанхае приняли жёсткие меры в отношении подателей петиций, пытающихся поехать в Пекин.

152901480-1.jpg
152901480-1.jpg

28 сентября 2012 года. Военизированные полицейские формирования на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Граждане Китая имеют конституционное право предъявлять свои претензии в Центральное бюро петиций в Пекине, но местные органы власти пытаются помешать этому, перехватывая их или помещая их под домашний арест. Фото: Feng Li/Getty Images

Заявители отправляются в столицу, чтобы попробовать добиться справедливости, которой им не удаётся найти на местном уровне. Помещая их под домашний арест со строгим контролем, власти Шанхая надеются избежать неприятностей и неудобств, которые могут доставить коммунистической партии Китая обычные китайские граждане во время 18-го съезда партии.

Сотрудник Великой Эпохи 28 октября позвонил в полицейский участок в Аньтине, небольшом городке близ Шанхая, и поговорил с полицейской, которая отказалась назвать своё имя. Она сказала, что это было решение городских властей — не позволять подателям петиций ехать в Пекин. Женщина-полицейский также добавила, что власти никак не объяснили такое решение. Тем не менее, она сказала: «Во время 18-го съезда подача петиций считается плохим поведением».

Поскольку право предъявлять претензии в Центральное бюро петиций в Пекине китайцам гарантирует конституция КНР, органы местного самоуправления пытаются помешать этому, перехватывая и помещая их под домашний арест или даже заключая под стражу в «тайных тюрьмах», что является нарушением закона.

1 июля 2012 г. Шанхайские просители выкрикивают: «Идём ко дну вместе с компартией». Фото предоставлено источником из материкового Китая
1 июля 2012 г. Шанхайские просители выкрикивают: «Идём ко дну вместе с компартией». Фото предоставлено источником из материкового Китая

1 июля 2012 г. Шанхайские просители выкрикивают: «Идём ко дну вместе с компартией». Фото предоставлено источником из материкового Китая

Шестидесятилетнюю жительницу Шанхая Цинь Жунмэй поместили под домашний арест перед 18-м съездом. Более 10 лет назад у неё конфисковали участок земли, и она подавала петиции на протяжении десяти лет, но так и не получила никаких компенсаций. Она рассказала о своём домашнем аресте корреспонденту Великой Эпохи в интервью по телефону 28 октября.

Местные власти задержали 12 человек, чтобы они не попали в Пекин. «Они работают в три смены и следят за мной днём и ночью. Когда я выходила из дома, они следовали за мной по пятам, — сказала Цинь. — Они поступают со мной как с заключённой. У меня нет никакой свободы». Когда она разговаривала, двое мужчин и две женщины наблюдали за ней, играя при этом в карты, сообщила она.

По её словам, во время правительственных мероприятий власти Шанхая должны платить тем, кто подаёт жалобы, определённую сумму «для поддержания стабильности», чтобы поощрять недовольных оставаться дома. «Для такого большого события как 18 партийный съезд каждый мог бы получить 40—50 тыс. юаней, — говорит она, однако отмечает, что с ней произошло по-другому. — Охранники забрали эти деньги „на стабильность“ себе, а мне ничего не заплатили».

Ещё один заявитель из Шанхая Лу Ин рассказала репортёрам, что она находится под домашним арестом с 30 августа — в тот день она и три других просителя пытались поехать в Пекин: «Мы приехали на железнодорожную станцию Хунцяо в Шанхае и нас арестовали ещё до входа в неё».

Власти поставили пункты перехвата на узловых станциях в Шанхае и посылают караульных для проверки людей на каждой станции и пристани. Зачастую заявителей быстро выявляют и отправляют обратно домой, говорит Лу.

Лу и её коллег по работе полиция схватила и держала в участке в течение четырёх дней. «Полицейские попросили нас подписать документ о том, что мы не будем подавать жалобы, пока будет проходить 18-й партийный съезд. Когда мы отказались подписать, они поместили нас под домашний арест», — сообщила Лу.

После попытки поехать в Пекин за ней круглосуточно следили 6 человек. 20 октября местные власти наняли ещё несколько охранников, которые следили за ней, чтобы она не смогла сбежать.

Лу сказала: «После того, как я сбежала, мои друзья сообщили мне, что 12 человек всё ещё охраняли мой дом. Сейчас мне некуда идти, и я боюсь, что если вернусь домой, они меня арестуют».

Со слов Лу, около 500 заявителей в Шанхае находятся в таком же положении, и их имена занесены в чёрный список: «Большинство из них, так же как и я, находятся под домашним арестом».

Ван Лян, Великая Эпоха

-----------------------------------------------------------------------------------------

Китайский режим переживает кризис
Китайский режим переживает кризис
Читайте другие статьи по последним событиям в Китае в спецрубрике Великой Эпохи «Китайский режим переживает кризис». Аналитики по Китаю отмечают, что разгоревшаяся борьба за власть, вероятно, приведёт к реформированию политической системы страны. Проследите, как развивалась эта борьба в хронологическом порядке. Узнайте в лицо главных фигурантов борьбы за власть в правящей верхушке Китая.

-----------------------------------------------------------------------------------------