Какие они, ромы, как они относятся друг к другу и собирают ли до сих пор свои суды? Об этом Великая Эпоха говорила с Юлией Дмитриевной Кондур, президентом международной благотворительной организации «Ромский женский фонд “Чирикли”» и её дочерью Капитолиной Кондур.
Ю.Д.К.: Мои предки, бабушки-дедушки, как и по линии отца, так и по линии мамы – ромы-кочевники. Дедушка был предводителем ромов, Бароном. Барон – это старший. Он руководил табором в 15-20 подвод. Это разные семьи, в основном собирались близкие родственники по бабушкам, прабабушкам. Они кочевали вместе.
К.К.: Старшее поколение плохо относится к тому, что забывают обычаи, отходят от традиционной одежды, поведения. Это одна из проблем, почему девочки не могут идти учиться, особенно если нужно уезжать в другой город или другую страну — её просто могут не пустить. Считается, что если она поедет сама, её могут обидеть. Сейчас больше стали и ездить, и отпускать стали чаще — более активную позицию на себя берут ребята. Это правильно.
Ю.Д.К.: Для нас это болезненный вопрос: молодёжь забывает свой родной язык. Во многих таборах он уже утерян. В Венгрии ощущается влияние австро-венгерского языка, они говорят на венгерском. В Финляндии тоже говорят на своём диалекте. У кишинёвских ромов вообще половина молдавских слов.
В каком регионе, в какой стране ромы живут, это оказывает влияние и на язык, и на религию, потому что своей, по сути, нет.
Ю.Д.К.: Помогают друг другу, не зависимо от того, может он материально или не может. Он последнее, если надо, отдаст, в любом случае жизни ромы найдут, чем помочь. Особенно не дай бог в беде — заболел человек, поминки, или же наоборот — рождение ребёнка, свадьбы — тогда щедрые подарки дарят, или даже последнее отдадут.
Вы знаете, когда я общаюсь с высокопоставленными чиновниками, они говорят, «Я не понимаю, как это у вас, ромов, друг на друга никогда никто не льёт грязи». А мы говорим: «Потому, что мы этим и отличаемся». Ром — это уважительное обращение, не просто так тебя назовут. Это гордость, само слово «ты ромни, ты ром» — это честь.
Не зная друг друга помогают — только потому, что он ром. Эта черта проявляется, наверное, из-за того, что в жизни было очень много пережито этим народом, и они держались друг за друга, чтобы выживать — вот это и сохранилось.
Ю.Д.К.: Главное — показать себя, что ты справедлив, чтобы ты отвечал за свои слова, за свои поступки. У нас свои законы, и мы до сих пор собираем свои суды. Если ты, скажем, поступил не по-человечески, несправедливо, суд старейшин, солидные люди уважаемые, собираются и решают, как тебе быть дальше.
Ю.Д.К.: Её положение — как и у восточной женщины, всегда оставаться на втором плане, как в обществе, так и в семье. Это касается права брать слово, право высказывания по каким-то вопросам, право учиться. Ограничения очень большие.
В основном, женщина — это домохозяйка. Её профессия — мама (смеётся). Она дома, она ухаживает, убирает, она всё делает для того, чтобы создать уют для семьи, для мужа. Мало того, на неё ещё возложены обязанности зарабатывать для семьи.
Ю.Д.К.: Иногда русские, представители других национальностей приходят к нам домой, и удивляются: мы не спрашиваем, зачем ты пришёл, кто ты — ты сам скажешь. Если ты пришёл ко мне, значит, ты знал, куда ты идёшь и для чего. Мы открываем дверь, мы накормим этого человека, вплоть для того, что предложим переночевать, остаться у нас, а он сам расскажет. Вот когда ты его накормил-напоил, он тогда всё расскажет, почему пришёл к тебе.
К.К.: Когда всей семьёй собираются на праздники, у нас очень любят готовить соус: мы называем это блюдо «хелиц» — это кукурузная каша, к ней варится отдельно подливка и натирается брынза. Похоже на «банош», который делают в Западной Украине. Вкусно готовят баранину.
Ю.Д.К.: На самом деле особенность нашей кухни в том, что пища готовится на костре и, естественно, имеет совсем другой вкус. Если есть дом, то во дворе обязательно ставили печку, и готовили всё на ней. Я помню, и у бабушки моей, и у родителей было так. Несмотря на то, что они жили в хороших домах, у них внутри двора было что-то такое, где можно было приготовить на настоящих дровах вкусную, здоровую пищу.
Там, где я родилась, в Бессарабии, мы заимствовали очень много блюд из румынской и венгерской кухни.